Георгий Товстоногов: биография
Георгий Товстоногов – постановщик и преподаватель, создатель книг по режиссуре. С его именем ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра. Георгий Александрович Товстоногов появился на свет 28 сентября 1915 года в грузинском городе Тифлис, который сейчас называется Тбилиси.
Режиссер Георгий Товстоногов
Его отец, инженер-железнодорожник, был на хорошем счету в грузинском Министерстве путей и сообщений. Мать Тамара Папиташвили окончила Петербургскую консерваторию с дипломом вокалистки. Младшая сестра, Натела Товстоногова, став супругой актера Евгения Лебедева, связала жизнь с талантливыми творческими людьми.
Георгий поступил в школу раньше сверстников и в 15 лет завершил обучение. Уже в те годы подростка безудержно увлекал театр. Дядя мальчика работал артистом в драмтеатре Тифлиса и приводил его смотреть спектакли. Отец, видя заинтересованность сына, настаивал на выборе другого жизненного пути. По его наставлению и при содействии знакомого Георгий Товстоногов стал студентом Тбилисского железнодорожного института.
Юный Георгий Товстоногов и его сестра Натела
Сын не смог пойти против натуры в угоду родителю. Отучившись год, в 1931-м он ушел из вуза, став актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Товстоногова был настолько очевидным, что в 1933 году Маршак доверил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова назывался «Предложение» и имел успех в городе.
Первая удача вдохновила начинающего режиссера. В 1933 году Товстоногов поступил в ГИТИС. Он был слишком юн для прохождения конкурсного отбора, поэтому в документах увеличил реальный возраст на 2 года. Педагогами студента стали знаменитые постановщики Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов.
Георгий Товстоногов
Параллельно с обучением Товстоногов продолжал работать в ТЮЗе. За первым спектаклем последовали «Женитьба», «Музыкантская команда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и другие постановки.
1937 год сломал все мечты молодого человека: отец был репрессирован. Георгий автоматически стал сыном врага народа. О получении образования в столичном институте можно было забыть: его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Товстоногов цеплялся за любую возможность вернуться, и случилось непредсказуемое. Невзначай брошенная фраза Иосифа Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила восстановиться на курсе и с блеском завершить обучение в 1938 году.
Личная жизнь
Свою личную жизнь от работы режиссер старается отделять. У Андрея Могучего трое сыновей (Арсений, Анатолий, Иван) и дочь Мария. Жену Светлану, в 1990-х служившую с мужем в «Формальном театре», он считает своим главным зрителем, посвящая ей все спектакли. Сын Арсений окончил операторский факультет ВГИКа, помогал пресс-службе театра с фото- и видеоработами.
К старшим детям Андрей Анатольевич относился жестче, а к родившимся в 2002 году близнецам Ване и Маше (учится в Школе-студии при МХАТ) — нежно, как дедушка, и уверял, что у детей тоже есть чему поучиться. Так, прежде чем поставить детский спектакль, дал почитать Ване «Синюю птицу» Мориса Метерлинка и попросил описать возникшие образы. А после того, как сходил посмотрел школьный спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки», поставленный женой, даже пришел к выводу, что у профессионалов нет шансов повторить правдивую игру детей.
На вопрос о том, как восприняли дети приход родителя в БДТ, Андрей Могучий ответил:
Звания, премии и награды
- Народный артист РСФСР (29 марта 1956);
- Народный артист СССР (1957);
- Герой Социалистического Труда (1983);
- Три ордена Ленина (1967, 1973, 1983);
- Орден Трудового Красного Знамени (1957);
- Сталинская премия первой степени (1950) — за постановку спектакля «Из искры…» Ш. Н. Дадиани;
- Сталинская премия третьей степени (1952) — за постановку спектакля «Дорогой бессмертия» Г. А. Товстоногова и В. Г. Брагина;
- Ленинская премия(1958) — за постановку спектакля «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского;
- Государственная премия СССР (1968) — за постановку спектакля «Мещане» М. Горького;
- Государственная премия СССР (1978) — за постановку спектакля «Тихий Дон» М. А. Шолохова;
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1986) — за постановку спектаклей русского классического репертуара;
- Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943);
- Народный артист Дагестанской АССР;
- Заслуженный артист Узбекской ССР;
- Народный артист Грузинской ССР;
- Член-корреспондент Академии художеств ГДР (1983);
- Почётный гражданин Тбилиси (1983).
Александр Георгиевич Товстоногов (Сандро Товстоногов)
Александр (Сандро) Георгиевич Товстоногов. Родился 30 апреля 1944 года в Тбилиси — умер 19 декабря 2002 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1978). Сын театрального режиссера Георгия Товстоногова.
Александр Товстоногов родился 30 апреля 1944 года в Тбилиси в театральной семье.
Отец — Георгий Александрович Товстоногов (1915-1989), советский театральный режиссёр, педагог, Народный артист СССР.
Мать — Саломе Александровна Канчели (1921-1985), актриса Тбилисского театра им. Руставели, Народная артистка Грузинской ССР.
Младший брат — Николай Георгиевич Товстоногов (1945 г.р.) живёт в Израиле.
Единокровный брат — Вадим Георгиевич Милков, оперный режиссёр.
Дядя — Евгений Алексеевич Лебедев, народный артист СССР.
Тётя — Натела Александровна Товстоногова.
Двоюродный брат — Алексей Евгеньевич Лебедев, кинорежиссёр.
Мать Александра была ученицей отца. Они поженились в 1943-м, но уже в 1945-м расстались. Сыновья остались с отцом. В основном их воспитанием занималась тетя — Натела Александровна Товстоногова.
С ранних лет Александр был погружен в театральную атмосферу, часто бывал за кулисами, где его отец ставил спектакли. Не удивительно, что и ему самому захотелось пойти по стопам своего легендарного предка.
После окончания школы закончил курс своего отца Г.А. Товстоногова в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
В 1966 году снялся в знаменитом фильме «Республика ШКИД» режиссера Геннадия Полоки по одноименной повести Г. Белых и Л. Пантелеева. Республикой ШКИД назвали свою ШКолу Имени Достоевского свободолюбивые воспитанники — бывшие беспризорники. Сыграл роль воспитанника Дзе (Джапаридзе).
Александр Товстоногов в фильме «Республика ШКИД»
С 1974 по 1979 год был главным режиссёром Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова.
В 1978 году ему было присвоено почетное звание Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.
В 1980-е годы — главный режиссёр Московского драматического театра им. К. С. Станиславского, среди его постановок: «Сон в летнюю ночь» Шекспира; «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
В Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова поставил спектакли: «Валентин и Валентина» М.М. Рощина; «Провинциальные анекдоты» А.В. Вампилова; «Фома» по роману Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково».
Кроме Москвы много работал и в других городах России, также за рубежом — как в театрах, так и в вузах. Поставил спектакли «Из жизни сумасшедшего антрепренера» (совместно с Ефимом Каменецким, Валерием Дегтярем, Владом Фурманом) и «Чайка» А.П. Чехова.
Долго искал своё место в жизни, ставил спектакли на периферии, воевал в Югославии.
В последние годы жизни Александр Георгиевич был штатным режиссёром Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Последней работой режиссёра, начатой в июне 2002 года и которой не было суждено осуществиться, стала постановка «Гамлета» с Дмитрием Исаевым в главной роли. Художественное оформление и сценографию будущего спектакля придумал сам режиссёр.
Незадолго до смерти снялся в небольшой роли в криминальном детективе «Бандитский Петербург — 5 (Опер)», в котором сыграл Магомета Джабраилова.
Умер от инсульта 19 декабря 2002 года в Санкт-Петербурге. У него случился удар прямо в здании Театральной академии, бывшего ЛГИТМиКа, и в больнице он скончался не приходя в сознание.
Личная жизнь Александра Товстоногова:
Был женат на актрисе Светлане Головиной. В этом браке родилось двое сыновей — Георгий и Василий.
Развелись в конце 1980-х годов.
Сын Георгий (Егор) Александрович Товстоногов (полный тёзка деда, Г. А. Товстоногова) трагически погиб в Москве в марте 2012 года.
Александр Товстоногов и Светлана Головина
Последним браком был женат на художнице Ольгой Товстоноговой. У них родился сын Арсений Товстоногов.
Фильмография Александра Товстоногова:
1966 — Республика ШКИД — Дзе (Джапаридзе), воспитанник
2003 — Бандитский Петербург — 5 (Опер) — Магомет Алиевич Джабраилов (озвучил Рудольф Фурманов)
Режиссерские работы Александра Товстоногова:
1987 — Улица Шолом-Алейхема, дом 40 (фильм-спектакль)
1988 — Новоселье в старом доме (фильм-спектакль)
Вклад Г.А. Товстоногова в развитие театра
Феноменальный успех театра Г.А. Товстоногова основывался на мощной, человечески и творчески неординарной личности его руководителя, замечательном таланте и мастерстве актеров и особом, доверительном и уважительном отношении к своему зрителю.
На одном из творческих вечеров, отвечая на вопрос о своем понимании задач театрального искусства, Георгий Александрович сказал: «Бывают спектакли-ответы, а бывают спектакли-вопросы. Я – за спектакль-вопрос». Спектакли Товстоногова ставили проблему: ту, единственно важную сегодня и, вместе с тем, вечную. Они пробуждали мысль, заставляя зрителя размышлять, и учили его высокому искусству сопереживания и сострадания. Искусство Г.А. Товстоногова менялось от спектакля к спектаклю. Но всякий раз интеллектуальная энергия художника одушевлялась одной целью – прорваться к истине людских страстей. Он знал: мы с вами ходим в театр только ради того, чтобы с этой истиной соприкоснуться, встретиться с ней глаза в глаза.
Театр, созданный Г.А. Товстоноговым, стал подлинной театральной Меккой для нескольких поколений зрителей. Шли годы, в списке ведущих режиссеров страны появлялись новые имена, но Товстоногов по-прежнему оставался лидером. И, тем не менее, на одном из творческих вечеров ему был задан вопрос о преемнике. После долгой паузы Георгий Александрович ответил, что по его убеждению подготовить себе преемника невозможно: режиссура, как и любое иное творчество, дело во многом личностное. Да, можно вырастить учеников, передать им знания, опыт, профессиональные навыки и приемы, но нельзя вложить в другого человека то, что сделало Станиславского Станиславским, а Товстоногова Товстоноговым – собственную душу, свой взгляд на мир. Всякий режиссер, приходящий в театр и претендующий на роль большую, нежели просто постановщик, должен сам построить свой театральный дом. В этом одновременно и трагизм судьбы театра, и залог его обновления.
Биография
Родился в Тифлисе, в семье дворянина, инженера-железнодорожника, и грузинской певицы. Еще будучи школьником, он проводил много времени в театре, где выступал его дядя. Окончив школу, Товстоногов поступил в Тбилисский железнодорожный институт, в котором преподавал его отец.
В 1931 году Товстоногов начал работать актером и ассистентом режиссера в тбилисском Русском ТЮЗе. Уже через два года он поставил там свой первый спектакль. Тогда же он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. В 1937 году отец режиссера был репрессирован, после чего Товстоногов был отчислен с 4-го курса, однако несколько месяцев спустя восстановлен.
В 1949 году начался ленинградский период в жизни Георгия Александровича: он стал режиссером, а на следующий год — главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола, где его имя прогремело, в частности, благодаря постановке «Оптимистической трагедии» Вишневского (1955). Через год он возглавил ленинградский Большой драматический театр (БДТ), восстановив его репутацию, потерянную в последние годы. Товстоногов руководил театром более 30 лет.
Успехи, лавры, признание не изменили его. Товстоногов всегда был в меру замкнут, в меру доступен, как человек, знающий себе цену. Хобби? Коллекция театральных масок. Собирал, привозил отовсюду, показывал с гордостью.
23 мая 1989 года в Большом Драматическом шёл просмотр нового спектакля. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего «мерседеса»,и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. В этот день БДТ видел своего главного режиссёра в последний раз.
Георгий Александрович Товстоногов похоронен в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). Его могила с памятником в виде распятия (1992 год, скульптор Л.К. Лазарев) на Черкасовской дорожке стала последним по времени захоронением в Некрополе.
Андрей Могучий сейчас
Премьерами БДТ в сезоне 2020/2021 стали собственная работа Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод 7. Лестница идиотов» и «Джульетта» Тиит Ойяссо по мотивам Уильяма Шекспира с музыкой Сергея Шнурова.
Андрей Могучий, Алиса Фрейндлих и Иван Ургант
Во время сценической паузы театр предложил зрителям проект «БДТ Digital» с радиоспектаклями и просмотром архива онлайн. Вышли большие интервью худрука критику-театроведу Марине Давыдовой и программе телеканала «Культура» «Белая студия». Представлены социальные постановки «Письма войны» в День Победы и «Помоги врачам» с текстами докторов, написанных в дни борьбы с COVID-19, а собранные 4 млн руб. отправили в пользу НИИ скорой помощи.
В ноябре 2020 года худрук БДТ им. Г. А. Товстоногова поучаствовал в дискуссии, начатой «Открытым письмом» актрисы Ульяны Фомичевой. Могучий высказал мнение, что театр в смысле организации — атавизм, ведь прежде всего его цель — создавать произведения искусства, его работу нельзя сравнивать по эффективности с сервисом бытовых услуг. Социальные функции театра — поддержка неустроенных, малообеспеченных артистов из гуманитарных соображений — приветствуются, но только не вопреки выполнению главной задачи.
БДТ
К этому времени БДТ находился в числе аутсайдеров ленинградских театров, не имея ни прочной режиссуры, ни собственной репертуарной линии, ни своего зрителя. Были замечательные актеры — Е.М. Грановская, О.Г. Казико, А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, В.Я. Софронов, были спектакли, но театр, подобно сбившемуся с курса кораблю, дрейфовал, положившись на волю волн.
Выступив с программным заявлением, Г.А. Товстоногов пошел на беспрецедентный в истории отечественного театра шаг: из непомерно большой труппы Большого драматического он уволил почти тридцать человек, сделав ставку на мастеров и молодежь.
Г.А. Товстоногов, дальновидный стратег и тонкий тактик, начал свой путь в БДТ с единственно возможного: с формирования репертуара. Прежде всего, было необходимо вернуть в театр зрителя. Открыв новый сезон, Г.А. Товстоногов одну за другой выпускает три премьеры: 21 сентября 1956г. «Шестой этаж» А. Жери, 6 ноября «Безымянную звезду» М.Себастьяна, а 31 декабря «Когда цветет акация» Н.Г. Винникова. Пожалуй, именно этот спектакль и стал визитной карточкой нового БДТ. В весьма непритязательной комедии Л.И. Макарова и Е.З. Копелян, актеры «старого» БДТ, изображали ведущих на просцениуме.
Обладая узнаваемыми чертами современников, они казалось, шагнули на подмостки прямо из зала. Диалог ведущих, этот своеобразный парный конферанс, стал камертоном, по которому настраивались лирические и комедийные мотивы действия. Спектакль о любви, чуткости, человеческой порядочности был сыгран легко и весело; он подкупал неподдельной искренностью живого чувства, заразительностью и обаянием актеров. Режиссер выиграл первый бой: зал БДТ стал заполняться публикой. Наступало время осуществления стратегических планов. Спустя три месяца состоялась премьера пьесы Г. Фигейредо «Лиса и виноград», открывшей ряд программных спектаклей Товстоногова.
Тридцать три года Георгий Александрович возглавлял театр. Тридцать три года он, подобно зодчему, терпеливо и настойчиво возводил здание своего театра, учитывая возможности труппы в целом и каждого актера в частности, внешние обстоятельства и собственные режиссерские интересы и пристрастия. Он обладал качествами, необходимыми театральному лидеру: собственной театральной идеей и огромной энергией созидания. Он создал театр, который на протяжении трех десятилетий неизменно оставался безусловным фаворитом отечественного театрального процесса. Знаменитая формула «Театр — это добровольная диктатура» принадлежит Г.А. Товстоногову. Он был диктатором, воле которого подчинялись безоговорочно. Но основывалось это подчинение не на должностном уставном величии, а на силе и непререкаемости творческого авторитета.
О Товстоногове
Нам было с ним легко и хорошо. И казалось, что так будет вечно. Мы не обращали на это внимания, считали нормой. Когда его не стало, мы вдруг поняли, что потеряли… И это оказалось самым страшным открытием, пришедшим к нам после его смерти.
Кирилл Лавров
Он не стеснялся говорить большим чиновникам компартии, что был недоволен их политикой в области театра, что они топят и уничтожают театр СССР, поскольку навязывают режиссерам позиции, не дают им развиваться. В те времена сказать в глаза такие слова было очень смелым поступком. А ведь мы из него кровь пили, и я в том числе. Нашей самостоятельной работы в театре было десять процентов — остальное делал он. И вот мы репетируем какую-нибудь пьесу уже после его смерти, и в каждом из нас живет этот рефлекс: вот придет Гога… А он не придет. Несмотря на обилие друзей, любящих его, он был, по-моему, абсолютно одиноким человеком и безумно переживал, когда лишался близких ему по духу товарищей. Когда актеры уходили из театра, уезжали в Москву, его как будто ножом по сердцу резали. Он был все чернее, чернее, и непрестанно курил свое «Мальборо».
Олег Басилашвили
Литература
- Беньяш Р. М. Г. Товстоногов. — Л.—М.: Искусство, 1961.
- Рыбаков Ю. С. Г. А. Товстоногов: Проблемы режиссуры. Л.: Искусство, 1977. 143 с.
- Старосельская Н. Д. Товстоногов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 416 с. — ISBN 5-235-02680-2.
- Премьеры Товстоногова / Составитель Е. Горфункель. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1994. — 368 с. — ISBN 5-87334-006-4.
- Малочевская И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова. — СПб: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2003. — С. 160. — ISBN 5-88689-010-6.
- Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
- Строева М. Н. Советский театр и традиции русской режиссуры: Современные режиссерские искания. 1955—1970. — М.: ВНИИ искусствознания. Сектор театра, 1986. — 323 с.
- Варламова А. П. Актеры БДТ // Русское актерское искусство XX века. Вып. II и III. — СПб, 2002. — С. 65—104.
- Георгий Товстоногов. Собирательный портрет. — Воспоминания. Публикации. Письма. — СПб.: Балтийские сезоны, 2006.
- Георгий Товстоногов репетирует и учит / Литературная запись С. М. Лосева. — СПб.: Балтийские сезоны, 2007.
- Горфункель Е. И. Режиссура Товстоногова. СПб.:»Издательство Левша. Санкт-Петербург», 2015. 528 с.
- «Жить, думать, чувствовать, любить» (1988), фильм Е. Макарова
- «Демиург», режиссёр Тигран Мутафян
- «Мой серебряный шар. Георгий Товстоногов», фильм Виталия Вульфа
Светлана Головина
Возраст: 75
Светлана Васильевна Головина. Родилась 1 января 1948 года. Советская и российская актриса театра и кино, художник. Заслуженная артистка РФ (1997). Народная артистка РФ (2018).
Светлана Головина родилась 1 января 1948 года.
С 14 лет обучалась в студии Ставропольского драматического театра.
Училась в музыкальном училище сначала на дирижерско-хоровом отделении, потом на теоретическом.
В 1965 году поступила на актерский факультет ГИТИСа, который окончила в 1969-м, мастерская Г.Г. Конского и О.Н. Андровской.
С 1969 года работала в БДТ имени М.Горького в Ленинграде, среди ее работ: Валентина — «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова; Варвара — «Дачники» М. Горького.
За исполнение женской роли в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова получила 1-ю премию на фестивале «Молодость, мастерство, современность».
С 1975 года работала в русском драматическом театре им. А.С. Грибоедова в Тбилиси. Лауреат 1-й премии за роль Нелли в спектакле «Жестокие игры» А. Арбузова.
С 1981 года — актриса Московского драматического Театра им. М.Н. Ермоловой.
Театральные работы Светланы Головиной в Театре им. М.Н. Ермоловой:
Царица Анна — «Василиса Мелентьева» А. Островского;
Шура — «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева;
Хестер — «Глубокое синее море» Т. Реттигана;
Вера — «Последний посетитель» В. Дозорцева;
Мэри Тавадзе — «С трех до шести» А. Чхаидзе;
Миледи — «Костюмер» Р. Харвуда;
Цецилия — «Приглашение на казнь» В. Набокова;
Елена Андреевна — «Дядя Ваня» А. Чехова;
Снежная королева — «Снежная королева» Е. Шварца;
Беатриса — «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» П. Зиндела;
Фру Ингер — «Ночь в Эстроте» Г. Ибсена;
Цезония — «Калигула» А. Камю;
Елизавета — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера;
Доротея — «Вечер комедии» Э. де Филиппо;
Софья — «Сон на конец свету» Е. Греминой;
Ольга Дмитриевна — «Костюмерша» А. Сергеева;
Элеонора — «Танго» С. Мрожека;
Элена — «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо;
Лида — «День космонавтики» Е. Унгарда;
Стелла — «Фотофиниш» П. Устинова.
Играла в антрепризах: «Недосягаемая» (реж. Л. Трушкин), «Пипаркукас» Т. Егоровой.
С 1967 года начала сниматься в кино, дебютировав в роли Маргарет в фильме «Весна на Одере».
Светлана Головина в фильме «Весна на Одере»
Первая известность к ней пришла после роли Дашутки в исторической драме «Даурия». Ее героиня влюблена в Романа Улыбина (Виталий Соломин), однако отец выдает ее замуж за другого.
Светлана Головина в фильме «Даурия»
В 1971 году сыграла главную роль в спортивном фильме «Ход белой королевы» по одноименной повести Льва Кассиля. Ее героиня — Наталья Cкуратова, лыжница-чемпионка.
Светлана Головина в фильме «Ход белой королевы»
В 1991 году Светлана Головина окончила школу декоративно-прикладного искусства. Член Союза Московских художников.
С 1998 года проходят ее выставки. Первая состоялась в Театре им. М. Н. Ермоловой. В 1999-м — в музее им. Бахрушина («Грани таланта»). В 2004 году — в СТД, Выставочный зал Дома художников.
Работы Головиной выставлялись в галереях «Гармония Контрастов», «Шатси», выставочном зале «Крылатские холмы» (выставка «Танго вне театра»).
Заслуженная артистка РФ (1997).
В 2000-е начала сниматься в телесериалах. Сыграла в картинах «Даша Васильева. Любительница частного сыска -1» (Софи), «И падает снег» (директриса), «Затмение» (Аглая).
Светлана Головина в сериале «Даша Васильева. Любительница частного сыска»
В 2018 году актрисе было присвоено почетное звание Народная артистка Российской Федерации.
Личная жизнь Светланы Головиной:
Бывший муж — Александр Георгиевич Товстоногов (Сандро Товстоногов; 1944-2002), актер и театральный режиссёр, Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, сын знаменитого театрального режиссёра Георгия Товстоногова.
В браке родились два сына — Георгий и Василий.
В конце 1980-х они развелись.
Светлана Головина и Александр Товстоногов
Старший сын Георгий стал режиссером. Его жизнь трагически оборвалась в марте 2012 года.
Младший сын Василий работает в крупной компьютерной фирме.
Фильмография Светланы Головиной:
1967 — Весна на Одере — Маргарет
1971 — Даурия — Дашутка, Дарья Епифановна Козулина
1971 — Ход белой королевы — Наталья Cкуратова
1982 — Василиса Мелентьева (фильм-спектакль) — царица Анна
1988 — Прости нас, сад… — Ада
1991 — Господня рыба — Мария
1999 — Семейные тайны
2002 — Прикованный — эпизод
2003 — Даша Васильева. Любительница частного сыска -1 — Софи, горничная Макмайеров
2007 — И падает снег — директриса
2008 — Братья-детективы
2016 — Затмение — Аглая
Режиссер Георгий Товстоногов-мл. выбросился из окна своей квартиры
Появилось сообщение о гибели внука известного режиссера, Георгия Товстоногова-младшего, постановщика сериала «Обручальное кольцо». Он скончался 30 марта, но этот факт и обстоятельства смерти тщательно скрывались.
Георгий Товстоногов-младший испытал на себе бремя ответственности за знаменитую фамилию. Его дед — известный в прошлом режиссер Георгий Товстоногов, его именем назван Большой драматический театр в Петербурге. Отец — режиссер Сандро (Александр) Товстоногов, мать — актриса Светлана Головина. Как пишет «Экпресс газета», Товстоногов-младший погиб при странных обстоятельствах — выпал из окна квартиры. До этого от него ушла жена, а несколько месяцев назад он интересовался сайтами, рекламирующими организации, помогающие избавиться от алкогольной и наркотической зависимости.
— Чтобы снять все сомнительные домыслы, уверяю: его постигла трагическая гибель, где не было места тому греху, о котором кто-то мог предположить, — написала в Интернете Лариса Давтян, подруга семьи Товстоноговых. — Мы похоронили Егора по церковному обряду — с отпеванием.
Георгию Товстоногову-младшему было всего 36 лет. Друзья никак не могут понять, почему с ним случилось несчастье.
Товстоногов-младший работал в качестве режиссера-постановщика в театре им. Ермоловой, театре Антона Чехова, Новосибирском театре «Красный факел», продюсерском , театре им. А.Миронова (С.-Петербург), Томске, Мурманске, Северной Осетии, в Грузии совместно с режиссером Робертом Стуруа. Последние годы был режисером Московского театра «У Никитских ворот».
Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости
- Политолог Сергей Марков: Boeing MH17 в Донбассе уничтожили власти Украины
- C 19 июля в России начинается резкое похолодание
- Саакашвили: Порошенко в 2014-м не реализовал стратегию взятия Донецка, разработанную бывшим главой ЦРУ Петреусом
- Андрей Караулов рассказал, как отвез российскую колбасу на экспертизу в Сингапур и что из этого вышло
- Пилот итальянского F-35 с позывным Falco о маневре российского Су-30СМ над Балтикой: «От неожиданности я просто замер от страха»
- Актриса Екатерина Мадалинская: «Почему блогеры популярнее актёров»
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
- Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
Или
Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту
Режиссёр с большой буквы
Георгий Александрович родился в Санкт-Петербурге. По воспоминаниям его младшей сестры Нателлы, прожил он там недолго — в начале Октябрьской революции семья переехала в Тбилиси. В Грузии Георгий был направлен напрямую в пятый класс немецкой школы. В 15 лет будущий режиссёр уже получил школьный аттестат и поступил в железнодорожный институт. Товстоногов проучился там недолго — через год уехал поступать в ГИТИС. 16-летнего Георгия уже в то время не останавливали никакие трудности: ни категорические протесты со стороны родителей, ни юный возраст. На 5-м курсе будущему руководителю БДТ пришлось и вовсе несладко: из-за отца, объявленного на родине японским шпионом, Товстоногов чуть было навсегда не распрощался с своей альма-матер. К счастью, по указу Георгия Товстоногова вскоре быстро реабилитировали, и он успешно закончил учебу.
В труппе БДТ Георгий Александрович сразу показал свой жесткий нрав и неутолимое желание работать на износ. Благодаря своим уникальным организаторским способностям Товстоногову удалось собрать динамичную яркую труппу. Немалое влияние на формирование взглядов и принципов Товстоногова оказала его семья — любые изменения в труппе бурно обсуждались в домашнем кругу до 3-4 часов ночи.