Литература[править | править код]
- Рудницкий К.Л. Анатолий Кторов // Актёры советского кино. Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1973. — С. 136—153.
- Полежаева Е. А. Анатолий Кторов. — Искусство, 1978. — 236 с. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экз.
24 апреля 1898, Москва — 30 сентября 1980, Москва.
Заслуженный артист РСФСР (1938). Народный артист РСФСР (1948). Народный артист СССР (1963).
В 1919 году окончил студию под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского при театре имени В.Ф. Комиссаржевской. В 1917-1918 годах и в 1923 году — актёр Театра имени В.Ф. Комиссаржевской; В 1919-1920 годах — актёр Государственного Показательного театра; В 1921 году и в 1923-1933 годах — актёр Театра Корша.
С 1933 года — актёр МХАТа. С этого момента в судьбе Кторова многое изменилось, и, в частности, артист надолго — почти на три десятилетия — оставил кинематограф. В большой труппе МХАТ Кторов далеко не сразу обрёл себя. Тем не менее он не остался без ролей.
Знаменательным событием для актёра стала роль Бернарда Шоу в пьесе Джерома Килти «Милый лжец» (1962). Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, на долгие годы войдя в репертуар актёра.
В 1965 году зрители снова увидели Кторова на экране, в фильме Сергея Бондарчука “Война и мир”.
В театре за шесть десятилетий творческой деятельности Анатолий Петрович Кторов сыграл девяносто девять ролей, в кино — всего двенадцать (лучшие из них — в фильмах Я.А. Протазанова), никогда не считая кинематограф главным делом своей жизни. Зрителям герои Кторова нравились, но сам он в конце 1930-х годов без сожаления прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х годов, чтобы сыграть Николая Андреевича Болконского («Война и мир» режиссёра С.Ф. Бондарчука, 1966) — величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утёс.
Похоронен актёр на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.
Жена – актриса Вера Николаевна Попова, с которой вместе работал на разных сценах (театр Корша, МХАТ).
«Ванька-ключник и паж Жеан» Ф. К. Сологуба, 1919 — паж Жеан «Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского, 1921 — Петлиц “Мера за меру” Шекспира, 1922 – Люцио «Легкомысленная комедия для серьёзных людей» О. Уайльда, 1923 — Элджернон “Иудейская вдова” Кайзера, 1923 – Навуходоносор «Чёрная месса» В. Г. Шершеневича, 1924 — Сын короля “Пурга” Щеглова, 1927 – Генри “Инженер Мерц” Никулина, 1929 – поручик Печерский “Попутчики” Сейфуллиной, 1932 – писатель Шевелев “Бесприданница” А. Островского, 1932 – Карандышев “Егор Булычев и другие” М. Горького, 1934 – Звонцов «Пикквикский клуб» Ч. Диккенса, 1935 — Сэм Уэллер «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1936 — Леонид Юрьевич Шервинский “Земля” Н. Вирты, 1937 – отец Степан “Достигаев и другие” М. Горького, 1938 – адвокат Звонцов «Школа злословия» Р. Шеридана, 1940 – Джозеф Сэрфес “Русские люди” К. М. Симонова, 1943 – Розенберг “Пушкин” М. Булгакова, 1943 – Петр Долгоруков «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1947 — Александр Серебряков «Последняя жертва» А. Н. Островского,1948 — Дульчин “Домби и сын” по Ч. Диккенсу, 1949 – Керкер «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 1952 — Коко, барон Клинген “Дачники” М. Горького, 1953 – Суслов “Осенний сад” Л. Хелман, 1956 – Кроссман «Зимняя сказка» Шекспира, 1958 — Автолик “Убийца” И. Шоу, 1961 – политикан Муссе «Милый лжец» Дж. Килти, 1962 — Бернард Шоу «Обратный счёт» А. Гельмана — Альберт Эйнштейн “Дон-Кихот ведёт бой” В. Коростылёва – Суворин
Тимур батрутдинов биография личная жизнь фото
Сталинская премия первой степени (1952) — за роль Коко в спектакле «Плоды просвещения». Орден Ленина (27.10.1967) Два ордена Трудового Красного Знамени (25.04.1973, 02.04.1978) Медаль «За оборону Москвы» (1945) Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946 Медаль «В память 800-летия Москвы»
последнее обновление информации: 07.12.19
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.Будем очень признательны за помощь.
Творчество[править | править код]
Роли в театре
1919 — «Ванька-ключник и паж Жеан» Ф. К. Сологуба — паж Жеан
Московский драматический театр (бывший Театр Корша)
- 1921 — «Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского — Петлиц
- 1922 — «Мера за меру» У. Шекспира — Люцио
- 1923 — «Иудейская вдова» Г. Кайзера — Навуходоносор
- 1923 — «Легкомысленная комедия для серьёзных людей» О. Уайльда — Элджернон
- 1924 — «Чёрная месса» В. Г. Шершеневича по В. Сарду — Сын короля
- 1927 — «Пурга» Д. А. Щеглова — Генри
- 1929 — «Инженер Мерц» Л. В. Никулина — поручик Печерский
- 1932 — «Бесприданница» А. Н. Островского; режиссёр В. Г. Сахновский — Карандышев
- 1932 — «Попутчики» Л. Н. Сейфуллиной — писатель Шевелев
МХАТ
- 1933 — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Блюменшен
- 1934 — «Егор Булычов и другие» М. Горького — Звонцов
- 1935 — «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса — Сэм Уэллер
- 1936 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Леонид Юрьевич Шервинский
- 1937 — «Земля» Н. Е. Вирты — отец Иона
- 1938 — «Достигаев и другие» М. Горького — Звонцов
- 1940 — «Школа злословия» Р. Шеридана — Джордж Сэрфес
- 1941 — «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого — Тушкевич
- 1943 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Долгоруков
- 1943 — «Русские люди» К. М. Симонова — Розенберг
- 1947 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Александр Владимирович Серебряков
- 1948 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Дульчин
- 1949 — «Домби и сын» по Ч. Диккенсу — Кэркэр
- 1950 — «Враги» М. Горького — Николай Скроботов
- 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Коко
- 1952 — «Залп „Авроры“» М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели — Бьюкенен
- 1953 — «Дачники» М. Горького — Суслов
- 1953 — «Ангел-хранитель из Небраски» А. М. Якобсона — Анкер Анкерсен
- 1956 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — иностранный писатель
- 1956 — «Осенний сад» Л. Хеллман — Эдуард Кроссмен
- 1958 — «Зимняя сказка» У. Шекспира — Автолик
- 1962 — «Убийца» И. Шоу — Муссе
- 1962 — «Милый лжец» Дж. Килти — Бернард Шоу
- 1965 — «Дон Кихот ведёт бой» В. Н. Коростылёва — Суворин
- 1967 — «Чрезвычайный посол» П. Л. Тура А. С. Тур — король
- 1968 — «Враги» М. Горького (возобновление) — Николай Скроботов
- 1970 — «Обратный счёт» Е. Г. Рамзина — Альберт Эйнштейн
- 1973 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — инженер Забелин
- 1974 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Дубельт
- 1977 — «Чеховские страницы» А. П. Чехова — Нюхин
Ге opгиади ксения биография личная жизнь
Роли в кино
- 1925 — Закройщик из Торжка — городской повеса Толя
- 1925 — Его призыв — Владимир Заглобин, эмигрант
- 1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — оштрафованный гражданин
- 1926 — Процесс о трёх миллионах — Каскарилья
- 1927 — Круг — Владимир Полонский, растратчик
- 1927 — Кто ты такой? — Друммонд, профессор-социолог
- 1930 — Праздник святого Иоргена — Коркис, вор
- 1931 — Железная бригада — инженер Грич, саботажник
- 1934 — Марионетки — До, принц
- 1936 — Бесприданница — Сергeй Сергеевич Паратов
- 1965 — 1966 — Война и мир — Николай Андреевич Болконский, князь
- 1969 — Посол Советского Союза — Король Густав V
Озвучивание
- 1956 — Чёрные скалы — Дамиров (роль М. А. Марданова)
- 1958 — Не пойман — не вор — Леон де Шавиль (роль Р. Армонтеля)
- 1962 — Как быть любимой — Томаш (роль А. Млодницкого)
- 1952 — Школа злословия — Джозеф Сэрфес, племянник
- 1962 — Рабочий день В.И. Ленина — Л.К. Мартенс
- 1963 — Верните плату за обучение — директор гимназии
- 1964 — Минута истории
- 1965 — Учитель словесности — Шeбaлдин, директор городского кредитного общества
- 1976 — Милый лжец — Бернард Шоу
- 1978 — Чеховские страницы (по рассказу А. П. Чехова «Лекция о вреде табака») — Нюхин
- 1980 — Альманах сатиры и юмора (по рассказу А. П. Чехова «Дорогая собака»)
Анатолий Кторов: новости >>
11 ноября 2007
Сергей Бондарчук решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик.
28 января 2007
Американо-итальянская киноверсия «Войны и мира» (1955), а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения стали теми побудительными мотивами, чтобы в Советском Союзе сняли свой вариант толстовского романа.
4 сентября 2006
В 1882 году была ликвидирована монополия императорских театров в обеих столицах. Актеры московского Пушкинского театра Модест Писарев и Василий Андреев-Бурлак решили организовать частный театр на товарищеских основах и привлекли к своему начинанию известного театрального деятеля и антрепренера Федора Корша.
22 июня 1941
В начале лета 1941 года начались традиционные летние гастроли театров. Московский Художественный театр им. Горького привез на гастроли в Минск спектакли «На дне», «Дни Турбиных», «Школа злословия» и «Тартюф».