Дмитрий покрасс

Знаменитые киевляне: братья покрасс

Творческая жизнь Дмитрия и Даниила

Младшие из четырёх братьев, Дмитрий и Даниил, стали известными на весь Советский Союз и за его пределами как гениальные композиторы, которые сочинили много популярных песен и романсов, а также музыку к советским кинокартинам. Оба брата Покрасс считаются основоположниками революционной музыки. Впервые о братьях заговорили в 1937 году, когда композиторы сочинили музыку к фильму «Двадцатый май». Называлась песня «Москва майская», слова которой все граждане Советского Союза знали наизусть: «Кипучая, могучая, никем непобедимая…». Слова к знаменитой песне написал Василий Лебедев-Кумач. В эти годы музыканты сочинили немало произведений, которые стали в итоге легендарными и вошли в историю. Чаще всего эти произведения были яркими, легко запоминающимися. Среди них особенно можно выделить песни «Если завтра война», «Три танкиста» и «Казаки в Берлине». Музыка талантливых братьев всегда несла веру в светлое будущее. В произведениях Дмитрия и Даниила воспевался героизм советского народа. Среди популярных произведений музыкантов известными также стали «Марш артиллеристов», «Если завтра война», «Девушка с характером», а также романсы «Всё, что было», «Две розы», «Дни за днями катятся» и «Чайная роза».

Младший из братьев – Даниил (1905-1954) был спокойным и уравновешенным человеком. Стройный симпатичный музыкант был всегда популярен у женщин. В последние годы жизни у Даниила был роман с танцовщицей Юлией Мельждер, которая была вдовой сына Сталина, из-за чего впоследствии у композитора появилась масса проблем. В 1954 году Даниил скончался от сердечного приступа, когда был за рулём автомобиля.

Дмитрий (1899-1978) по натуре был импульсивным человеком, самым активным из братьев и с бешеным темпераментом. Даже когда музыкант играл на фортепиано, любил это делать стоя и подтанцовывать. В 50-е годы Дмитрий гастролировал по Сибири и Дальнему Востоку. После смерти Сталина он вернулся в Москву и продолжил сочинять музыку. Но после ухода из жизни Даниила произведения Дмитрия уже не были такими успешными. В преклонном возрасте музыкант имел диагноз – болезнь Паркинсона. Несмотря на слепоту, композитор продолжал до последних дней заниматься творчеством. Похоронили Дмитрия в 1978 году рядом с братом Даниилом на Новодевичьем кладбище.

Творчество братьев Покрасс внесло огромный вклад в музыку советского периода. Произведения композиторов спустя десятилетия продолжают жить и регулярно исполняться артистами и вокальными коллективами. Песни музыкантов известны во многих странах.

Песня «Москва майская». Текст

Утро красит нежным светом Стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом Вся Советская земля. Холодок бежит за ворот, Шум на улицах сильней. С добрым утром, милый город, Сердце Родины моей!

ПРИПЕВ:Кипучая, Могучая, Никем не победимая, Страна моя, Москва моя,— Ты самая любимая!

Разгорелся день веселый, Морем улицы шумят, Из открытых окон школы, Слышны крики октябрят. Май течет рекой нарядной По широкой мостовой, Льется песней необъятной Над красавицей Москвой.

ПРИПЕВ

День уходит, и прохлада Освежает и бодрит. Отдохнувши от парада, Город праздничный гудит. Вот когда встречаться парам! Говорлива и жива, По садам и по бульварам Растекается Москва.

ПРИПЕВ

Стала ночь на день похожей, Море света над толпой. Эй, товарищ, эй, прохожий, С нами вместе песню пой! Погляди! Поет и пляшет Вся Советская страна… Нет тебя светлей и краше, Наша красная весна!

ПРИПЕВ

Голубой рассвет глядится В тишину Москвы-реки, И ноют ночные птицы — Паровозные гудки. Бьют часы кремлевской башни, Гаснут звезды, тает тень, До свиданья, день вчерашний, Здравствуй, новый светлый день!

ПРИПЕВ

1937

Песня «Прощанье». Текст

Дан приказ: ему — на запад,
Ей — в другую сторону….
Уходили комсомольцы
На гражданскую войну.

Уходили, расставались,
Покидая тихий край.
«Ты мне что-нибудь, родная,
На прощанье пожелай».

И родная отвечала:
«Я желаю всей душой,
Если смерти — то мгновенной,
Если раны — небольшой.

А всего сильней желаю
Я тебе, товарищ мой,
Чтоб со скорою победой
Возвратился ты домой».

Он пожал подруге руку,
Гляпул в девичье лицо:
«А еще тебя прошу я —
Напиши мне письмецо».

«Но куда же напишу я?
Как я твой узнаю путь?» —
«Все равно,— сказал он тихо,—
Напиши… куда-нибудь!»

Дан приказ: ему — на запад,
Ей — в другую сторону…
Уходили комсомольцы
На гражданскую войну.

1935

Биография

Дм. Я. Покрасс родился 26 октября (7 ноября) 1899 года в Киеве. В возрасте восьми лет в поисках заработка исполнял куплеты, отбивал чечетку, гастролируя по городам, впитывая музыку окраин старого Киева, музыку военных оркестров, еврейских свадеб и вечеринок, кинематографов, синагогальных служб и веселых украинских плясок.

В 1914—1917 годах обучался в Петроградской консерватории по классу фортепиано у М. И. Гелевера. Студентом сочинял романсы и песни для артистов варьете. Издал серию романсов «Ирмочка» («Гримасы жизни») с предуведомлением: «Интимные песенки кабаре жанра Изы Кремер, А. Н. Вертинского, Сабинина, В. Я. Хенкина». В музыке романсов копировал стилистические манеры известных салонных артистов, использовал обороты модных танго, тустепа, вальс-бостона. Писал песенки «интимного жанра» для исполнителя В. Шуйского («Стыдливая чайная роза», «Вы улыбнулись мне», «Мичман Джонс», «Танго Долорес», на стихи П. Д. Германа, О. Осенина).

В 1917 году вернулся в Киев, работал аккомпаниатором. В 1919 году в Ростове-на-Дону работал в эстрадном театре «Кривой Джимми». В этом же году написал «Марш Дроздовского полка». В 1919—1921 годах служил в Первой Конной армии. В честь занятия Ростова Первой Конной армией написал песню, получившую всенародную известность, «Марш Будённого» (1920, стихи А. А. Д’Актиля). Однополчанам Первой Конной армии посвятил ещё несколько произведений («Гей-гей, седлай коней», стихи Д. Бедного, кантату «Вперёд», песню-марш «Красные кавалеристы» — обе на стихи С. К. Минина).

С 1923 года жил в Москве, работал в разных жанрах эстрадной музыки. Писал музыку для театров миниатюр и кабаре, в «Альказаре» аккомпанировал Т. Церетели, цыганскому хору, исполнительницам цыганской песни Е. Доберо, О. Варгиной. Пытался преодолеть инерцию эстрадных штампов в романсах на тексты «высокой» поэзии — стихи А. Блока («Я у ног твоих»), И. Северянина («Я чувствую, как падают цветы») и др.

В 1923—1926 годах — главный дирижёр и заведующий музыкальной частью московских театров «Палас» и «Эрмитаж». В 1926—1936 годах главный дирижёр и заведующий музыкальной частью Московского мюзик-холла. С 1932 по 1954 год работал в соавторстве с братом Даниилом Покрассом.

Братьям принадлежат популярные песни, в том числе «Конноармейская» (из кинофильма «Рабоче-крестьянская», сл. А. А. Суркова, 1936), «Москва майская» (из кинофильма «Двадцатый май», сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1937), «Прощание» («Прощальная комсомольская», сл. М. В. Исаковского, 1938), «То не тучи, грозовые облака» (из кинофильма «Я — сын трудового народа», сл. А. А. Суркова, 1938), «Если завтра война» (сл. Лебедева-Кумача, 1938), «Марш танкистов» и «Три танкиста» (из кинофильма «Трактористы», сл. Б. С. Ласкина, 1939), «Не скосить нас саблей острой» (из кинофильма «Дума про казака Голоту», сл. Лебедева-Кумача, 1937).

В 1936—1972 — художественный руководитель эстрадного оркестра ЦДКЖ. Автор песен, музыки к фильмам, а также музыки к драматическим спектаклям.

После кончины брата Дмитрий написал «Марш мотопехоты» (стихи Е. А. Долматовского, 1957), «Великий город» («Песня о Москве», стихи А. Пришельца, 1974), «Люба, Любушка, Любовь» (стихи П. М. Градова), «Родной городок» (ст. М. А. Светлова, 1975), «Марш БАМ» (ст. М. Вершинина, 1975). Автор музыки к драматическим спектаклям «Красные дьяволята» (1950), «Конармия» (1950), произведений для скрипки, романсов.

Небольшого роста, тучный, Покрасс был артистичен и, выступая в роли концертмейстера или дирижёра, неизменно привлекал к себе внимание и завоёвывал симпатии зрителей. На сцене Покрасс демонстрировал холерический темперамент, бурю эмоций. Он никогда не мог сидеть за роялем, а играл стоя, приплясывая и подпрыгивая

Покрасс владел роялем мастерски, обладал оригинальной, размашистой и бравурной манерой игры

Он никогда не мог сидеть за роялем, а играл стоя, приплясывая и подпрыгивая. Покрасс владел роялем мастерски, обладал оригинальной, размашистой и бравурной манерой игры.

Музыка братьев Покрасс яркая, динамичная, прекрасно оркестрованная, несёт большой заряд позитивных эмоций. Мелодии Покрассов удобны для пения, хорошо запоминаются, одинаково выигрышные для исполнения как певцами, так и духовыми оркестрами. Особенно удачны марши («Марш танкистов», «Марш Будённого», «Москва майская», «Три танкиста» и т. д.)

Дм. Я. Покрасс умер 20 декабря 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Самуил Покрасс

Самый старший из братьев Покрасс тоже прославился в музыкальной индустрии. Однако, нельзя сказать, что у него были счастливые воспоминания от занятий музыкой. Как рассказывал Самуил, его отец был одержим идеей воспитать из сыновей музыкантов, поэтому, в случае малейшего промаха, Самуила жестоко наказывали.

Самуил рано прославился. Уже в 16 лет его знали как эстрадного исполнителя. Он писал стихи и романсы. А некоторые из них до сих пор исполняются современными вокалистами.

Самуил также учился в Петроградской консерватории, а после того, как окончил обучение, вернулся в Киев и некоторое время жил в родном городе. А в 1924 году он эмигрировал в Германию.

Самуил так и не вернулся в родной Киев. После Германии он переехал в США, где и остался жить до самой смерти. В Америке Самуила приняли. Там он руководил собственным оркестром и писал музыку для голливудских фильмов.

К сожалению, жизнь Самуила быстро оборвалась. Перед смертью он перенёс простуду и как-то во время отдыха с друзьями ему неожиданно стало плохо. Музыканта не спасли. Ему было всего 45 лет.

Детство и юность

Родились братья Покрасс в Киеве в еврейской семье продавца колбасой Якова Моисеевича. Несмотря на работу в торговле, глава семьи увлекался творчеством и даже самостоятельно научился играть на скрипке.

Старшим братом в большой семье был Самуил, родившийся в 1897 году. Через год на свет появился Аркадий, а позже Дмитрий (1899) и Даниил (1905). Так как семья была не богатой, обучался в музыкальной школе только старший брат. Остальным оставалось лишь слушать, как занимается Самуил. Дмитрий часто пропадал на улице, чтобы не нянчить младшего брата. Но время мальчик зря не терял: уже в 8 лет он умел бить чечётку и петь песенки фривольного содержания. Таким образом, он подрабатывал на свадьбах и других мероприятиях. Позже Дмитрий самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах и начал сочинять музыку. Уже в юности братья поняли, что хотят посвятить себя музыкальной деятельности.

Старший брат Даниил получил высшее образование в московской консерватории, где обучался игре на фортепиано. Позже в этот же творческий вуз поступил и Дмитрий. Несмотря на то, что юноша был самоучкой, его сразу же взяли в учебное заведение, так как он отличался прекрасными способностями и уже в тот период сочинял романсы и песни. В 1917 году, после революционных событий в Москве, братья вернулись в родной Киев, где Дмитрий окончил местную консерваторию.
Какое образование получили Аркадий и Даниил, не известно.

Биография

Ранние годы и образование

В восемь лет Дмитрий Покрас начал выступать, чтобы заработать деньги. Он декламировал стихи, отбивая чечотку. Гуляя по городам, он впитывал музыку старых пригородов. Киев, военных оркестров, еврейских свадеб и праздников, кино, синагогальных служб и веселых украинских танцев. В 1914–1917 Покрас учился игре на фортепиано в Петроград Консерватория. В студенческие годы сочинял романсы и песни для артистов эстрады. Издал цикл романсов «Ирмочка» («Гримасы жизни») с описанием: «Интимное кабаре песни в стиле Исы Кремер, Вертинский, Сабинин, Хенкин ». В музыке романсов копировал стилистические манеры известных актеров, используя повороты моды. nable танго и другие танцы. Написал песни «интимного жанра» в исполнении цыганского певца В. Шуйского: «Застенчивая чайная роза», «Ты улыбнулся мне», «Прапорщик Джонс», «Танго Долорес» (слова П. Герман и О. Осенин). В 1917 году вернулся в Киев, где устроился концертмейстером. В 1919 году работал в театре эстрады «Одноглазый Джимми» в Ростове-на-Дону.

Военная карьера

В 1919–1921 годах Покрас служил в Первой кавалерийской. В честь взятия Ростова Первой кавалерией он написал завоевавшую всенародную популярность песню «Марш Буденного » (1920 г., сл. А.д’Актиль). Своим однополчанам по Первой кавалерии он посвятил следующие сочинения: «Эй, эй, седлайте коней» (Д. Бедного), кантату «Вперед» и военный марш «Красные кавалеристы», обе на слова С.Минина.

Профессиональная карьера

Переехав в Москву в 1923 году, Покрас работал в разных жанрах эстрадной музыки. Писал музыку для театров миниатюр и кабаре, аккомпанировал цыганскому хору, исполнителям цыганских песен Э. Доберо и О. Варгиной. Покрасс попытался преодолеть застоявшийся характер эстрадного жанра романсов, используя лирику «интеллектуальных» стихов Александра Блока («Я у твоих ног»), Игоря Северянина (« Я чувствую, как падают цветы ») и другие.

В 1940 году Покрас стал членом Коммунистической партии Советского Союза.

С 1923 по 1926 год Покрас был главным дирижером и музыкальным руководителем московских театров «Восточные ковры» и «Эрмитаж».

В 1926-1936 годах был главным дирижером и музыкальным руководителем Московского мюзик-холла. С 1932 по 1954 год он работал в сотрудничестве со своим братом. В 1936 — 1972 годах был художественным руководителем Эстрадного оркестра ЦДКЖ (ЗДКЖ). Он сочинял песни, музыку к фильмам и музыку для театра, а также для военных маршей, таких как Марш советских танкистов. После смерти Даниила Дмитрий написал «Марш мотопехоты» (стихи Евгения Долматовского, 1957 г.), «Город великий» («Песня о Москве», Стихи пришельца, 1974 г.), (Люба, Любушка, Любовь; тексты песен) П. Градова), «Мой маленький родной город» (сл. М. Светлова, 1975 г.), «Марш БАМа» (сл. М. Вершинина, 1975 г.). Он также сочинял музыку к спектаклям «Красные дьяволы» (1950) и «Конармия » (1950), сочинения для скрипки, романсы.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица) Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Профессиональная деятельность Самуила и Аркадия

Алена Рыпалева
Казаки в Берлине

Самуил Яковлевич (1897-1939) сразу же после окончания музыкального вуза активно занялся сочинительской деятельностью. Гениальному мастеру принадлежит известный Первый марш Красной Армии. Но в дальнейшем, после первого своего успеха, Самуил не смог в полной мере реализоваться на родине и в 1924 году переехал в Европу за новыми возможностями. Сначала талантливый музыкант проживал в Берлине, потом два года в Париже. В 1929 году Самуил перебрался на постоянное место жительства в Америку (США), где успешно работал в Голливуде, сочиняя музыку к фильмам и мюзиклам. Самой знаменитой работой композитора стала музыкальная картина «Три мушкетёра», которую в своё время высоко оценил сам Сталин, признав талант музыканта. В 1939 году во время ужина в одном из голливудских ресторанов Самуил отравился и умер. Многие источники утверждают, что музыкант был преднамеренно отравлен спецслужбами.

Аркадий Яковлевич (1898-1949) широким кругам известен как пианист, аккомпаниатор и дирижёр. Много лет музыкант работал в центральном парке культуры имени Горького в Москве, где пребывал на престижной должности дирижёра оркестра. Основная часть московской публики каждые выходные и праздники регулярно посещала этот парк и летнюю концертную площадку, где играл оркестр Аркадия. Позднее музыкант работал аккомпаниатором известного певца Вадима Козина. Скончался Аркадий в 1949 году, о причине смерти музыканта исторические источники умалчивают.

Творчество[править | править код]

Песниправить | править код

  • «Марш Сибирского 41-ого полка» (сл. П. Баторина, 1919)
  • «Марш Будённого» (сл. А. Д’Актиля, 1920)
  • «Гей-гей, седлай коней» (сл. Д. Бедного)
  • «Красные кавалеристы», песня-марш (сл. С. К. Минина)
  • «Шаг за шагом» (сл. П. Германа, 1920)
  • «Все в Осоавиахим» (сл. А. Жарова, 1923)
  • «Конноармейская» (сл. А. Суркова, 1936)
  • «Москва майская» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1937)
  • «Не скосить нас саблей острой» (сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1937)
  • «Прощание» («Прощальная комсомольская», сл. М. Исаковского, 1938)
  • «То не тучи, грозовые облака» (сл. А. Суркова, 1938)
  • «Если завтра война» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938)
  • «Марш артиллеристов» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938)
  • «Песня о молодости» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938)
  • «Песня о луганском слесаре» (сл. В. Гусева, 1938)
  • «Вальс с тобой» (сл. Ц. Солодаря, 1939)
  • «Бабуся» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1939)
  • «Марш танкистов»
  • «Три танкиста»
  • Песня Марьяны и «Харитоша — аккуратный почтальон» (сл. Б. Ласкина, 1939)
  • «Принимай нас, Суоми-красавица» (сл. Д’Актиля, 1939/40)
  • «Колыбельная» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1940)
  • «Два друга» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1940)
  • «Долой фашизм» (сл. А. Прокофьева, 1941)
  • «Три брата» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941)
  • «Весна на Волге» (сл. С. Алымова, 1943)
  • «Сталевар Мазай» (сл. М. Л. Матусовского, 1944)
  • «На вахте мира» (сл. М. Матусовского, 1944)
  • «Казаки в Берлине» (сл. Ц. Солодаря, 1945)
  • «Комсомольская клятва» (сл. П. Градова, 1948)
  • «В Кремлёвском Дворце» (сл. Е. А. Долматовского, 1949)
  • «Песня студентов» (сл. А. Жарова, 1951)
  • «Огни Сахалина» (сл. М. Вершинина, 1953)
  • «Мир земле» (сл. А. Жарова, 1954)
  • «Жигулевское море» (сл. Э. Вениаминова, 1955)
  • «Станция» (сл. С. Острового, 1956)
  • «Марш мотопехоты» (сл. Е. Долматовского, 1957)
  • «Песня о Ленине» («Берёзка», сл. А. Пришельца, 1960)
  • «Говорит Москва» (сл. B. Гусева, 1961)
  • «Свет над Байкалом» (сл. М. Вершинина, 1962)
  • «Марш Северной группы войск» (сл. А. Пришельца, 1963)
  • «Песня о Будапеште» (сл. М. Вершинина, 1964)
  • «Голодная степь» (сл. С. Васильева, 1965)
  • «Над Татрами» (сл. С. Табачникова, 1968)
  • «С тобой моя песня» (сл. С. Гурвича, 1969)
  • «Люба, Любушка, Любовь» (сл. П. Градова, 1974)
  • «Родной городок» (сл. М. Светлова, 1975)
  • «Марш БАМ» (сл. М. Вершинина, 1975)
  • «На ученье, как в сраженье» (сл. О. Колычева, 1973)
  • «Великий город» («Песня о Москве», сл. А. Пришельца, 1974)
  • «Моя армия» (сл. М. Матусовского, 1975)
  • «В последнем бою» (сл. А. Жарова, 1975)
  • «Комсомольский марш» (сл. С. Табачникова, 1974)
  • «Я иду на свиданье с тобой» (сл. П. Градова, 1974)
  • «Старое время» (сл. Ф. Лаубе, 1974)
  • «Глаза моей отчизны» (сл. Ф. Лаубе, 1974)
  • «Осенние ели» (сл. А. Пришельца, 1974).

Другие сочиненияправить | править код

  • кантата «Вперёд» (сл. С. Минина)
  • музыкальная комедия «Шоколадный солдатик» (1926, совм. с Д. Покрассом)

Фильмографияправить | править код

Композиторправить | править код

  •  — Дума про казака Голоту (совм. с Д. Я. Покрассом и С. И. Потоцким)
  •  — Если завтра война… (совм. с Д. Я. Покрассом)
  •  — Девушка с характером (совм. с Д. Я. Покрассом)
  •  — Танкисты (совм. с Д. Я. Покрассом)
  •  — Трактористы (совм. с Д. Я. Покрассом)
  •  — Монолог (короткометражный) — песня «Дан приказ ему на запад…»

Дан приказ: ему — на запад

Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899—1978), советский композитор, народный артист СССР (1975). Один из авторов первых советских массовых песен: «Марш Буденного» (1920), «Москва майская» (1937), «Если завтра война» (1938). Многие песни создал в соавторстве с братом — Даниилом Яковлевичем Покрассом. Государственная премия СССР (1941).

Одна из самых любимых и самых распространенных в народе песен, проверенная тремя десятилетиями, рассыпалась на поговорки и пословицы, оставаясь большой картиной жизни, рельефно и четко отпечатываясь в сознании новых поколений.

В русской народной песне тема прощания традиционна. Но в этой песне она приобрела новый, советский характер.

Так много сказано в этих шести строфах!

На создание этой песни Михаила Исаковского вдохновила кинокартина «Подруги», ныне забытая, почти не появляющаяся даже на экранах повторного фильма.

В кинокартине рассказывалось о судьбе трех девушек. Самая маленькая из них на призывном пункте, после митинга, уже уходя и путаясь в полах огромной шинели, перебрасывалась короткими репликами с провожавшей девушек бабушкой. Неловкие фразы торопливого прощания: «Пиши…» — «Куда…» — «Не знаю… Куда-нибудь…»

Даниил Яковлевич Покрасс (1905—1954), российский композитор, брат Дмитрия Покрасса. Окончил Киевское музыкальное училище (1917), в 1917—1921 учился в Киевской консерватории, с 1921 года жил в Москве. Автор музыки к игровым, документальным и хроникальным фильмам, с 1932 года работал в творческом содружестве с братом Дмитрием Покрассом. Автор музыки к кинофильмам «Если завтра война» (1938), «Трактористы» (1939), «Девушка с характером» (1939).

Для Михаила Исаковского в этом сбивчивом и немногословном диалоге открывалась гражданская война. Он видел ту далекую войну в юности, ее образы заслонились новыми впечатлениями последующих лет.

Поэт несколько по-иному представил себе картину прощания: парень, быть может, верхом на коне, с пулеметной лентой через плечо, девушка с санитарной сумкой возле стремени… Наверное, никогда еще в лирической песне не появлялись такие суровые слова, да еще и из уст девушки: если смерти — то мгновенной. Мне кажется, что в песне о других людях, прощающихся на другой войне и в другие времена, не могла прозвучать такая фраза. Она с жестокой точностью передает характер именно гражданской войны, тесно привязывает песню к времени. Братьям Покрасс очень удалась музыка.

Михаил Исаковский — замечательный мастер, очень тонко чувствовавший и умевший в современных условиях и обстоятельствах не потерять характерные черты русской народной песни. В «Прощанье» он заставляет своих героев разговаривать. Только в народных песнях это получалось естественно: разговор девушки с матерью, со свекровью, вопросы и ответы, перекличка подруг в частушках.

Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973), русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Сборники «Провода в соломе» (1927), «Поэма ухода» (1930) — о современной деревне. В лирических стихах, многие из которых стали народными песнями («Прощание», «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета»), — любовь к Родине, тонкое ощущение мелодики русской речи. Поэма «Сказка о правде» (опубликована в 1987) о хождении русского крестьянина за счастьем. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969). Государственные премии СССР (1943, 1949).

Написанная в 1935 году, эта песня особенно широкое распространение получила в конце 30-х годов, в пору первых военных событий: Хасан и Халхин-Гол на востоке, а на западе — война с белофиннами, освободительный поход в Западную Украину и Белоруссию, освобождение Бессарабии и Буковины. Так было в жизни — ему на запад, ей в другую сторону.

Когда пришла на нашу землю большая война и принесла и юным, и старым столько разлук, бед, прощаний и расставаний, заключительная строка песни Михаила Исаковского стала заклинанием и обещанием встречи. А суровое пожелание «если смерти — то мгновенной, если раны — небольшой» задевало все души. А строки о победе! Как они нужны были в ту трудную пору!

Лирико-героическая песня вновь нашла отражение в жизни уже в мирные времена. Молодежь поднялась на новые дела — юноши и девушки уезжали на далекие стройки, в Сибирь п Казахстан на целину, на Каховскую ГЭС и разработку эстонских сланцев. Отходили поезда, украшенные плакатами и лозунгами, и, как свидетельство единства поколений и продолжения боевых традиций, из окон вагонов неслись звонкие слова:

Дан приказ: ему — на запад,
Ей — в другую сторону…

Четверо братьев

В начале 20 века в семье продавца колбасного магазина Якова Покрасса было четверо талантливых детей. Это были братья Самуил, Дмитрий, Аркадий и Даниил. Каждый мальчик проявлял интерес к музыке, но, тем не менее, отец не был в состоянии оплатить всем учёбу.

Что самое интересное, у каждого из братьев были свои таланты. Самуил играл на скрипке. Дмитрий, напротив, исполнял куплеты и не всегда приличного содержания. Даниил интересовался игрой на пианино, также, как и его брат Аркадий.

В детстве братья держались вместе. Они играли на еврейских свадьбах, таким образом зарабатывая деньги. Но во взрослой жизни каждый пошёл своей дорогой.

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957)
  • Народный артист РСФСР (1963)
  • Народный артист Чечено-Ингушской АССР (1964)
  • Народный артист СССР (1975)
  • Сталинская премия второй степени (1941) — за музыку к фильмам «Мы из Кронштадта» (1936) и «Если завтра война» (1938)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени
  1. 01.10.1938 — за «заслуги в деле создания ряда боевых советских песен, ставших достоянием широких масс народа»
  2. 1969 — на 70-летие.
  • Орден Красной Звезды (1943)
  • Орден «Знак Почёта» (1947)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Золотая медаль имени А. В. Александрова (1973).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Movie time
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: