Режим Лотяну: от рассвета до заката
Съемки в Закарпатье шли более трех месяцев. И все под открытым небом. Актеры и сегодня с содроганием вспоминают, каким порой беспощадным был Лотяну. Они вставали в 5 часов утра и работали до изнеможения, пока режиссер не получит желаемого результата в кадре. Короткий эпизод, где Бубуля идет спасать Лойко с пистолетом, снимали полдня. Серджиу Финити вспоминает: на эту сцену ушло около шести дублей.
Десять знаменитостей с цыганскими корнями
От Чаплина до Нетребко — в ком еще течет кровь ромалэ?
«Это был сложный день – октябрь, 6 градусов тепла. А меня мочат из брандспойта, как будто дождь идет. И этот китель не успевал высохнуть, его над костром грели. Так и снимали: 50 грамм выпиваешь, китель накидываешь, чтоб не замерзнуть – и вперед. Но вы знаете, это были уроки настоящего актерского мастерства. Вряд ли я бы получил такие где-то еще. Это мне очень пригодилось в последующих фильмах», – рассказывает Серджиу Финити.
В сложных условиях снимали падение Рады и Зобара в реку Тиса. Актеры вспоминают: было так холодно, что зуб на зуб не попадал. Ассистенты нашли в соседней деревне гусиный жир. Им мазали актеров, чтобы те окончательно не замерзли, ведь снимать пришлось не с одного дубля. Операторы столкнулись еще с одной проблемой: никак не получалась снять крупный план со Светланой Тома. От холода у нее изо рта шел пар. Чтобы избежать киноляпа, актрисе пришлось держать во рту лед.
Лотяну требовал от актеров правдоподобной и эмоциональной игры. Поэтому иногда шел на хитрости, не предупреждая об этом съемочную группу. Так, в сцене, где Зобар убивает Раду, неподдельный ужас Григоре Григориу не сыграл, а прожил. Актер на всю жизнь запомнил, как вонзил нож в Светлану Тома. Острие должно было войти в замаскированную металлическую пластину. Однако Лотяну не предупредил, что под нее заложили капсулу с кровью.
«Кровь брызнула, когда отец ударил кинжалом. На мгновенье ему показалось, что он убил ее. Он обернулся на съемочную группу, все стояли в оцепенении. Немая сцена. Они все подыграли. Он был актером, которого разыграли», – рассказывает Октавиан Григориу.
О том, что Эмиль Лотяну бывает жестким и бескомпромиссным, знали все на площадке. В порыве гнева он мог даже выругаться на актера, а за удачный дубль расцеловать. Взрывоопасный характер не раз приводил к конфликтам.
Кстати, роль Данилы для Всеволода Гаврилова стала последней в кинолентах Лотяну. Виной всему сцена с участием актера, вырезанная из фильма. Режиссер приглашал актера на съемки фильма «Мой ласковый и нежный зверь», но тот наотрез отказался.
«Операторы 15 метров держали меня на крупном плане. Снимали Данило, который идет на Зобара, убившего дочь. Была команда «стоп, снято» и поцелуи от Лотяну. Меня трясло от эмоций. Николай Волошин, солист театра Ромэн, даже спросил меня: «Ты что, убивал когда-либо людей? Такими глазами идут только убивать». Но потом весь этот проход был вырезан, и мы с Лотяну рассорились», – рассказывает актер Всеволод Гаврилов.
Мало кто знает, но сцены Эмиль Лотяну срезал не по собственной прихоти. За время работы над фильмом было снято очень много материала. Как вспоминает актер Серджиу Финити, его хватило бы на целый сериал. Однако по приказу чиновников пленку пришлось резать.
Молдавский кинорежиссер Эмиль Лотяну в своей квартире в Кишиневе. Фото: Wikipedia
«Помню, был в Москве, зашел на киностудию, а он как раз монтировал «Табор уходит в небо» и плакал. Плакал! Ему из двух серий сказали сделать одну. Он резал и кричал: «Сережа, ну посмотри, какие кадры!». И продолжал плакать!» – поделился воспоминаниями актер Серджиу Финити.
Несмотря на то, что киноленту пришлось практически резать по живому, итог все равно оправдал себя. Эмиль Лотяну создал настоящее поэтическое кино, музыкальную фреску, которую так полюбил зритель. Он не пытался создать бытовой образ цыган, он наделил кино метафоричностью. Киноленту по достоинству оценили международные кинокритики. В 1976 году «Табор уходит в небо» получил высшую награду на кинофестивале в Испании. Позже посыпались и остальные трофеи. Такое кино не могло остаться незамеченным и неоцененным. Поэтому зритель до сих пор его знает и помнит его как первое настоящее кино о цыганах.
Другие важные герои картины
Не стоит забывать и про такого героя как Макар Чудра. В его роли был Барасби Мулаев, которого признали народным артистом Кабардино-Балкарии. Несмотря на то, что его роль второстепенная, он навсегда запомнился зрителям.
К сожалению, его судьба после того, как развалился Советский союз, сложилась трагически. В этот непростой период работы было мало, мужчина пристрастился к алкогольным напиткам.
В 2011 году Барасби ушел из жизни.
Также следует вспомнить помещика, влюбленного в Раду. В качестве него предстал Ион Сандри Шкуря. Актер в течение всей жизни пробыл в Молдавии. Играл в кино не слишком много, перешел в театр, стал там режиссером.
В 2005 году Ион умер.
В полной мере ощутить настоящую цыганскую атмосферу в данном фильме помогли многочисленные артисты из театра «Ромэн».
Смысл фильма
«Табор уходит в небо» — это еще и название музыкального произведения, которое стало главной песней всего фильма.
Этот фильм — шедевр своего времени. Его пересматривали множество раз, наслаждаясь историей, актерской игрой и музыкальным сопровождением. Зритель переносился в те времена, когда множество мужчин мечтали о жене-цыганке — гордой, непоколебимой, но при этом страстной и верной. Можно было считать себя настоящим мужчиной, если тебе покорилась цыганская девушка. Они считались одними из самых красивых представительниц женского пола. Именно вопрос мужества стал основой картины. Кто же сможет завоевать сердце Рады? Своенравный и смелый Лойко или богатый Антал? Или девушка предпочтет остаться свободной?
Фильм действительно стал новшеством своего времени. Он отлично передал все нюансы жизни в цыганском таборе, да и вообще особенности этноса. Зритель смог увидеть уклад жизни, идеалы, свободолюбие, традиционную цыганскую семью, любовь к свободе, настроение и характеры каждого персонажа отдельно. Сам по себе фильм является драмой, но и место для юмора в нем тоже нашлось. Ну и куда же без страсти и горячего сердца в цыганской истории? Именно поэтому цыган так любили.
Да, актеры, играющие главные роли не были тогда профессионалами. Но они вложили всю душу в игру. Отдельной похвалы заслуживает музыка. Н. Жемчужный постарался воплотить атмосферу в фильме максимально похожую на реальность. Именно поэтому музыка занимает чуть ли не главную роль в фильме. Слова во многих произведениях непонятны, но достаточно прислушаться к исполнителю, почувствовать его, как тут же улавливается смысл.
История насыщенна такой глубокой атмосферой, что невольно и самому хочется попасть в табор. Страсть, загадочность, своенравность, великолепная музыка и полная отдача актеров сделали свое дело. Даже актеры не цыгане, казалось, вжились в образ полностью. Любовь, дружба, вражда, все это на фоне степных пейзажей, с максимальным количеством эмоций, радости, грусти. Без этого не мог получиться хороший фильм о жизни цыган. Фильму удалось дать зрителям шарм и фантазию, без которой, увы, фильмы забывались.
Как проходили кинопробы
Известно, что актеров Эмиль Лотяну отбирал скрупулезно и долго. На кинопробы он приглашал лучших артистов. Однако для многих легендарная кинолента «Табор уходит в небо» стала дебютом. Заслуженный деятель искусств, актер театра «Сатирикус» Серджиу Финити в фильме сыграл цыгана Бубулю. Эта роль стала для него первой в кино. Молодой Финити только вернулся из армии и оформлял документы. Актер мечтал продолжить игру в театре, а попал на съемочную площадку. По воле судьбы ассистентом режиссера оказался сокурсник Финити. От него актер и получил срочную телеграмму с просьбой незамедлительно прилететь в Каунас.
«Там было много претендентов на роль Бубули. Человек двенадцать точно. Лотяну даже с кое-кем уже заключил контракты, но ему постоянно что-то не нравилось. Ему порекомендовали меня. Лотяну посмотрел на меня и сказал: «Улыбнись». Я улыбнулся. Потом велел засмеяться – я начал смеяться. Потом сказал: «Плачь!» Я заплакал. Эту проверку я прошел нормально. А потом он спросил: «На лошади скачешь?» А я ему в ответ: «Не умею, но за три дня научусь». Я парашютист, адреналин у меня в крови. Я тут же пошел на манеж и начал тренироваться. На второй день приехал Лотяну, а я ему с ходу и «свечку» на коне, и отрыв в седле. Все то, что потом и было снято», – вспоминает Серджиу Финити.
Заветную телеграмму с приглашением на кинопробы мечтали получить многие советские актеры. Слава о масштабном проекте разнеслась по всему Советскому Союзу еще до команды «мотор!». Мало кто знает, но в съемках киноленты Эмилю Лотяну отказала родная киностудия «Молдова-фильм». Поэтому снимать цыганскую драму он отправился в Москву. Это была его первая работа на «Мосфильме». В руках был сценарий и две утвержденные роли – цыганки Рады и конокрада Лойко Зобара. Позже советские кинокритики писали, что эти роли были прописаны Лотяну специально для Григоре Григориу и Светланы Тома. Они были знакомы более десяти лет. Лотяну уже снимал этих актеров в своих лентах «Красные поляны» и «Лэутары».
Актриса Светлана Тома. Фото: ТАСС
«Лотяну говорил, что в Григоре Григориу есть обезоруживающее молчание, в нем собраны целые этнические плиты. На роль Зобара Лотяну представлял только его. А когда были кинопробы и худсовет утверждал состав, возник вопрос: почему бы не утвердить на роль Лойко известных советских актеров или коренных цыган? Но Эмиль Лотяну отстоял кандидатуру. Так и сказал: «Без Григориу снимать не буду! Нет героя – нет фильма», – рассказывает сын Григоре Григориу, режиссер Октавиан Григориу.
Несмотря на то, что в копилке известного актера уже было около десятка фильмов, роль Лойко Зобара стала самой сложной для Григоре Григориу. Удалого конокрада, обольстителя и укротителя нужно было сыграть убедительно.
Народ рома:
Историк рассказала об удивительных особенностях цыган
О чем фильм
Если вы знакомы с сюжетом произведений Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра», то сюжет фильма не будет для вас нов. Действия картины происходят на окраине Австро-Венгрии в цыганском таборе.
Фильм начинается с легенды о Лойко и Рады, которая как раз и является одной из частей «Старухи Изергиль». Молодые люди влюбляются друг в друга, когда девушка находит юношу раненым. Она помогает ему встать на ноге. Затем они встречаются снова, когда Лойко пришел в табор к Раде. Молодые цыгане, которые очень ценят свободу, считают, что брак не только ограничит каждого из них, но и может разрушить отношения в целом.
Но на горизонте возлюбленных появляется богатый помещик Антал Силади. Он не молод, но однажды, гуляя по городу, он знакомиться с Радой. В нем вспыхивают чувства к девушке. Но цыганка очень горда, при всем таборе помещик оказывается отвергнут. В ярости Антал проклинает девушку. Лойко в это время пытается проявить свою любовь — он крадет белую кобылу по просьбе любимой. Но власти города недовольны поведением цыган. Они выслеживают молодого конокрада и устраивают разборку в его родном таборе. Отцу приходится выдать властям сына. Лойко успевает послать своего друга Талимона на встречу с барином Балитом, который задолжал ему денег. Но по условиям договора молодой цыган должен сам прийти за долгом, хотя и не может этого сделать. В итоге Талимона убивают, заколов вилами.
Лойко дождался своего приговора — власти решают его казнить. Но с помощью Бульбуля, хорошего друга, конокраду удается избежать смерти. Лойко мчится со всех ног за табором Рады и догоняет его. Он преподносит возлюбленной желанного коня. Девушка разрешает ему остаться с табором, молодые люди проводят вместе ночь.
Лойко получил предсказание от старой цыганки о том, что события закончатся плохо. Но он не верит и просит своего друга Араламби и старого кузнеца Макара Чудру сопровождать его в табор Рады, чтобы просить руки девушки. Но обряд заканчивается несчастьем. Он выполняет условие цыганки — встать на колени перед Радой, что для цыган большое унижение. Но тут же он достает нож и вонзает в тело возлюбленной. В ответ молодого человека убивает отец девушки.
Цыганские страсти
Цыган для фильма «Табор уходит в небо» Эмиль Лотяну искал по всему Советскому Союзу. Объездил целую страну: Сибирь, Урал , Забайкалье. К съемкам привлекли и оседлых цыган из московского музыкально-драматического театра «Ромэн». В фильме участвовали целые династии – Бузылевы, Жемчужные, Волшаниновы. Они были и консультантами, и певцами, и актерами. На площадку приходили целым табором. Но Лотяну продолжал подбирать фактурные лица, как он часто говорил, «натуру». Он искал кочевников, которых не коснулась цивилизация.
75-летие театра «Ромэн». Фото: Александр Соверкин,ТАСС
Кстати, не все цыгане благосклонно отнеслись к тому, что про них будут снимать большое кино. Особенно цыганки. Женщины признавались, что ни за что не согласились бы сыграть Раду. В таборе незамужней женщине не принято обнажаться перед мужчиной. А тем более высмеивать его перед остальными цыганами. Эти сцены Лотяну добавил в сценарий с художественной целью – придать большего драматизма картине.
«Лотяну хорошо ладил с цыганами, он очень любил эту нацию. Уважал их. Конечно, конфликты на съемочной площадке были. С массовкой, с кочевыми – в основном по эпизодам. А вот более капризными оказались московские цыгане. Некоторые ставили условия. Начинали сниматься – повышали ставку», – рассказывает исполнитель роли Бубули, актер Серджиу Финити.
Цыгане, которые все же поддались на эту авантюру и снимались в кино, ставили главным условием правдоподобность всех сцен. Дмитрий Бузылев исполнил роль брата Рады и запомнился зрителю благодаря сцене драки на ярмарке. Будучи потомком сибирских кочевых цыган, он хорошо владел охотничьим ножом.
Тушеные ежи, предки из Индии и легендарная юбка с воланами: 10 интересных фактов о цыганах
Откуда пришел цыганский народ и почему он не живет на одном месте?
Главные герои картины — как живут сейчас
Влюбленная пара фильма — Лойко Зобар и Рада. За их любовью следил весь Советский союз, а потом и РФ. Данная картина заняла лидирующую позицию в прокате и получила большое количество призов. Сейчас фильму уже свыше 40 лет, но он до сих пор пользуется большой популярностью у зрителей.
Светлана Тома в роли Рады
Раду сыграла актриса Светлана Тома. Данная роль стала самой лучшей в ее карьере. Гордая цыганка на всю жизнь поселилась в душе зрителей.
Стоит отметить, что Свету и Эмиля Лотяну, который как раз снял эту замечательную картину, связывала реальная любовь за кулисами! Возлюбленные сохраняли теплые чувства на протяжении 10 лет, но так и не оформили свои отношения официально, расставшись в итоге.
Но все равно Лотяну еще много раз брал Светлану в свои фильмы, давал ей ценные советы, был настоящим другом и наставником.
В дальнейшем женщина обручилась с актером Олегом Лачиным. В браке родилась дочь. К сожалению, супруг ушел из жизни, когда девочке даже не было года.
Даже в этот момент бывший возлюбленный Эмиль поддерживал Свету.
В следующий раз актриса вышла замуж за драматурга Сергея Вишневского. Семейный союз продлился всего 5 лет. Видимо, Лотяну всю жизнь был для Светы самым главным мужчиной.
На данный момент женщине уже 72 года! При этом она находится в отличной форме, продолжает сниматься в кино. Ее дочку наверняка тоже все знают — это Ирина Лачина. Внучка Мария тоже стала актрисой.
Григоре Григориу в роли Лойко Зобара
Для Григоре это была уже не первая работа с режиссером Эмилем Лотяну, но она стала знаковой в его карьере. Актер приобрел мировую славу, его стали активно брать в другие фильмы.
К сожалению, сейчас его уже нет в живых. Григоре погиб в результате дорожно-транспортного происшествия в 2003 году. На тот момент ему исполнилось 62 года. Но зрители до сих пор с теплотой вспоминают о нем, храня его славный образ Лойко в своих сердцах.