Фирдоуси биография кратко самое важное

Кто такой фирдоуси. фирдоуси - биография, информация, личная жизнь

Примечания

  1. [feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-7531.htm Фирдоуси] — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939
  2. [feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/leb/leb-7531.htm ФИРДОУСИ]
  3. Крымский А. Е. Фирдоуси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. A. Shahpur, Shahbazi [www.iranicaonline.org/articles/ferdowsi-iii Ferdowsi, Abul-qasem. Mausoleum]. Columbia University (Dec 15, 1999). Проверено 27 марта 2014.
  5. [www.iranicaonline.org/articles/ferdowsi-i Iranica article on «Ferdowsi»]
  6. [www.iranicaonline.org/articles/ferdowsi-ii Iranica article on «Hajw-nāma»]

Ссылки [ править ]

  • Дэвис, Дик (2006). Вступление. Шахнаме: персидская книга царей . Фирдоуси, Abolqasem. Викинг. ISBN 0-670-03485-1 .
  • Фрай, Ричард Н. (1975). Золотой век Персии . Вайденфельд.
  • Браун, EG (1998). Литературная история Персии . ISBN 0-7007-0406-X .
  • Рыпка, Ян (1968). История иранской литературы . Рейдел. ISBN 90-277-0143-1 . OCLC 460598 .
  • Агаи, Ширзад (1997). Imazh-ha-ye mehr va mah dar Shahnameh-ye Ferdousi (Солнце и Луна в ШахнамеФердуси . Спанга, Швеция. ISBN 91-630-5369-1 .
  • Агаи, Ширзад (1993). Нам-е касан ва джаи-ха дар Шахнаме-йе Фердуси (Личности и места в ШахнамеФердуси . Нючёпинг, Швеция. ISBN 91-630-1959-0 .
  • Визехёфер, Йозеф (18 августа 2001 г.). Древняя Персия . IBTauris. ISBN 1-86064-675-1 .
  • Шахбази, А. Шапур (1991). Фирдоуси: критическая биография . Гарвардский университет, Центр исследований Ближнего Востока. ISBN 0-939214-83-0 .
  • Макки, Сандра; Харроп, В. Скотт (2008). Иранцы: Персия, ислам и душа нации . Университет Мичигана. ISBN 978-0-525-94005-0 .
  • Чопра, РМ (2014). Великие поэты классического персидского . Калькутта: Воробей. ISBN 978-81-89140-75-5 .
  • Вагмар, Бурзин и Шарма, Сунил (2016). Фирдоуси: схолиум. В Сунил Шарма и Бурзин Вагмар, ред. Firdawsii Millennium Indicum: Материалы семинара «Тысячелетие Шахнама», Восточный институт им. К. Р. Кама, Мумбаи, 8–9 января 2011 г. , стр. 7–18. Мумбаи: Восточный институт KR Cama, ISBN 978-93-81324-10-3 .

Фирдоуси

Библиография: Литература о Ф. чрезвычайно велика. Почти все важнейшее можно найти в юбилейном сборнике Академии наук и Гос. Эрмитажа — Фердовси, 934—1934, Л., 1934 (статьи И. Орбели, А. Ромаскевича, А. Якубовского, Е. Бертельса, К. Тревер); Гюзальян Л. Т. и Дьяконов М. М., Рукописи «Шах-намэ» в ленинградских собраниях, изд. Акад. наук СССР, Л., 1934; Бахрам Гур и Азадэ. Из Шах-намэ. Пер. М. Лозинского со вступит. статьей И. Орбели, Л., 1934 (Гос. Эрмитаж, музей истории культуры и искусства); Книга царей Шах-намэ. Избран. места. Пер. М. Лозинского. Под редакцией, с комментарием и статьей Ф. А. Розенберга, изд. «Academia» (М. — Л.), 1934. Популярный очерк: Е. Бертельс, Абу-л-Касим Фирдоуси и его творчество, в специальном томе журнала «Mihr», 1313 (1934), № 5/6. Из прежних переводов можно отметить: Mohl J., Le livre des rois, P., 1877—1878; Schach Nameh Heldenbuch von Iran. ubers, v. J. Gorres, 2 Teil, B., 1820 (пересказ); Schack A. F., v., Heldensagen des Firdusi, 2 verm. Aufl., B., 1865 (избранные места); Ruckert F., Firdosis Konichsbuch, 3 Bde, B., 1890—1895; The Shah nama of Firdausi, Done into English by A. G. Warner, 9 vls, London, 1905—1923; Соколов С. И., Книга о царях, М., 1905; Жуковский В. А., Рустем и Зораб (перевод с немецкого перевода), Полное собр. соч., т. II, изд. Маркса, СПБ, 1906. Абулькасим (ок. 940, местечко Табаран, ныне Фердоус, Хорасан – 1020 или 1030, там же), персидский и таджикский поэт.

Родился в семье небогатого землевладельца. Продолжил поэму «Шахнаме» («Книга царей», 1-я редакция – 994, 2-я – 1010), начатую в середине 10 в. поэтом Дакики. Создал огромное по объёму (около 55 000 двустиший – бейтов) и глубокое по содержанию произведение мирового значения, отразившее национальный эпос персов и таджиков. Поэма была поднесена в дар султану Махмуду Газневиду, однако за свой 35-летний труд Фирдоуси не получил никакого вознаграждения. Произведение Фирдоуси состоит из 50 разделов – «царствований» (падишахов), внутри которых имеются большие сказания (дастаны), в т. ч. «Семь подвигов Рустама», «Рустам и Сухраб», «Фаруд», «Рум и Исфандияр». В отдельные «царствования» включены эпизоды сказочно-фантастического, авантюрно-приключенческого и бытового характера. Каждое «царствование» содержит зачин, тронную речь, повествование, предсмертное завещание и концовку. Фирдоуси – мастер стихотворных батальных сцен и поединков, стиль его лаконичен и экспрессивен, для него характерны гиперболы, сочетание эпических штампов с индивидуальной лексической характеристикой. Поэма пронизана идеей борьбы добра и зла, между которыми не может быть компромисса.


Фирдоуси читает «Шахнамэ» султану Махмуду. Художник В. Суреньянц

Величие Ирана (включающего нынешний Афганистан и Среднюю Азию до Амударьи), мудрость правителя, благоденствие подданных – идеалы Фирдоуси. «Шахнаме» вызвала подражания, заложила основы образной системы всей персидской поэзии и повлияла на развитие других литератур Востока. В России среди первых переводчиков поэмы был В. А. Жуковский. Фирдоуси приписывают также лирические стихи и поэму на библейско-коранический сюжет «Юсуф и Зулейха».

Источник

Творчество

Долгое время поэт жил в Газни. Этот город находится на территории современного Афганистана. Там он состоял при дворе султана Махмуда Газневидского. Над своим основным произведением «Шахнаме» начал работать в 978 году. Через 16 лет он завершил написание первой редакции. В 1010 — второй. Поэму Фирдоуси посвятил султану, но тому она не понравилась. Причина понятна — в произведении утверждалось, что править народом могут лишь те, кому власть перешла по наследству. Люди же, взявшие ее силой, право на не нее имеют. По преданию, поэт ничего не получил за свой труд, за что сильно обиделся на султана. В сильном гневе он написал сатиру. В ней присутствовал намек на то, что султан был потомком раба.

После этого разгневался Махмуд, из-за чего Фирдоуси пришлось бежать из страны. Остаток жизни он был вынужден провести в бедности и скитаниях. Есть еще одна легенда о поэте. Говорят, что незадолго до его кончины султан услышал от одного из своих приближенных понравившийся ему стих. Ему сказали, что это отрывок из «Шахнаме», автор которого живет в бедности. Султан велел отправить ему богатый дар, но Фирдоуси не успел его получить, так как умер. Произошло это в 1020 году. Похоронили поэта в родном городе Тусе, в собственном саду. Через некоторое время над могилой был возведен мавзолей, который стал объектом поклонения народа и местом паломничества.

На его могиле были многие известные люди, в частности, поэт Низами. Паломники приходили на могилу поэта в XV веке и даже позже. Но через некоторое время гробница пришла в упадок и была восстановлена лишь в первой половине XX века, к празднованию 1000-летия Фирдоуси.

Краткая биография

Автора популярных произведений Абулькасима Фирдоуси
считают национальным поэтом в Иране, Узбекистане, Таджикистане, Афганистане. Об этом величайшем персидском стихотворце известно очень мало, не сохранилось даже сведений о его настоящем имени. Родился он в промежутке между 932-936 гг. в Иране; его родиной было предместье города Тус.

Информация о семье, отце Фирдоуси крайне противоречива. Если одни биографы считали его бедным человеком, то другие — вполне богатым и оставившим сыну приличное наследство. Многие исследователи придерживаются мнения, что он был сыном помещика-феодала, дехканина, и предполагают, что семья жила не слишком роскошно.

Практически отсутствует информация о детских и юношеских годах будущего поэта. Его образование для того времени было хорошим, он прекрасно владел персидским и арабским, т.е. литературными языками современного ему Ирана. Не исключено, что он знал пехлеви, язык домусульманской эпохи. Именно благодаря широте познаний ему досталось прозвище Хаким, т.е. «ученый, мудрец», а его поэтический псевдоним Фирдоуси звучит в переводе как «райский».

В истории литературы Фирдоуси остался, в первую очередь, как автор известной поэмы «Шахнаме». Над этим начатым поэтом Дакики произведением он взялся работать в 976 г.; в 994 г. была готова первая редакция, в 1010 г. — вторая. Ее получил в дар от поэта султан Махмуд Газневид. Предания утверждают, что подарок не пришелся по вкусу, т.к. основная мысль произведения заключалась в том, что право на власть над народом имеют люди, которым правление досталось по наследству, а не благодаря власти силы. Еще одна известная легенда гласит, что Фирдоуси не получил платы за свой труд. Будучи разгневанным, он сочинил сатиру, прозрачно намекавшую на происхождение султана от раба. Гнев правителя вынудил дерзкого поэта покинуть страну и до конца жизни скитаться, претерпевая серьезные лишения. Более распространена такая точка зрения, что великий поэт провел всю жизнь в бедности и неизвестности, ведь его «Шахнаме» предстала общественному взору и прославила его только к концу жизни.

Как бы там ни было, поэма «Шахнаме» быстро стала чрезвычайно популярной. Охватывающая историю Иранского государства с периода побед А. Македонского, она была написана блестящим литературным языком, стала образцом для многочисленных подражаний. Ее перевели на большое количество европейских языков; появлению русской версии одной из ее частей читатели XIX в. были обязаны В. Жуковскому.

Биография Фирдоуси закончилась там же, где и началась, — в его родном городе, в 1020 или 1030 г. В 1934 г., в ознаменование тысячелетнего юбилея со дня рождения гордости персидской поэзии его могилу украсили мавзолеем.

Память

  • Национальная библиотека Республики Таджикистан им. Абулькасыма Фирдавси (Душанбе, Таджикистан).
  • Университет имени Фирдоуси (Мешхед , Иран).
  • Площадь им. Фирдоуси (Тегеран , Иран) с памятником поэту
  • Улица им. Фирдоуси (Душанбе , Таджикистан).
  • Улица им. Фирдоуси (Ереван , Армения).
  • Улица им. Фирдоуси (Баку , Азербайджан).
  • Улица им. Фирдоуси (Ташкент , Узбекистан).
  • Улица им. Фирдоуси (Самарканд , Узбекистан).
  • Памятник Фирдоуси в Риме.
  • Премия Фирдоуси
  • Бюст Фирдоуси установлен у входа в Национальную библиотеку Таджикистана (Душанбе).
  • По мотивам произведения Фирдоуси «Шахнаме» режиссёр Борис Кимягаров снял кинотрилогию — «Сказание о Рустаме » (1971), «Рустам и Сухраб » (1971) и «Сказание о Сиявуше » (1976, «Таджикфильм»).
  • К 1000-летнему юбилею поэта на один из сюжетов его поэмы «Шахнаме» азербайджанский поэт и драматург Гусейн Джавид в 1933 году написал пьесу «Сиявуш ».

Ferdowsi tomb4.jpg

Мавзолей на могиле поэта в Тусе

Tomb of Ferdowsi.jpg

Могила Фирдоуси

Tus shahnameh.jpg

Сцены из «Шахнаме»

Ferdowsi Square (Tehran).jpg

Памятник Фирдоуси в Тегеране

Ferdowsi in rome.JPG

Памятник Фирдоуси в Риме

Проблема идентичности Фирдоуси в СССР

См. также: Кампания по приданию Низами статуса национального азербайджанского поэта

Как отмечает Ираника, современное использование слова «таджик» было искажено в советском и таджикском академическом дискурсе в угоду советской национальной политики и таджикского национализма. Исторически Таджикистан не существовал как отдельное образование и появился только в составе СССР, в это же время начались интенсивные споры об идентичности таджиков. Таджикский национализм начал претендовать на приоритет Таджикистана в персидской литературе. В 1930-е годы проблема происхождения «Шахнаме» стала главной в спорах о таджикской идентичности. В 1941 году Сталин назвал таджиков «древнейшим из народов Средней Азии», который «родил великого поэта Фирдоуси». В большинстве советских научных работ персидская литература стала именоваться «персидско-таджикской». Основными сторонниками этой трансформации стали таджикские писатели Садриддин Айни и Бободжан Гафуров. Гафуров также утверждал что древнейшие тексты Авесты написаны предшественниками современных таджиков и что это народы Ирана впитали культуру народов Средней Азии, а не наоборот. Он настаивал, что писателей и философов, которых считали персидскими, таких как Фирдоуси, Аль-Бируни или Рудаки, следует считать «персидско-таджикскими». Такой подход полностью соответствовал советской идеологии и национальной политики . Характеристика Фирдоуси как персидского поэта стала поводом для обвинений, в частности в адрес Абдулькасима Лахути.

В 1948 году Евгений Бертельс сделал попытку отказаться от территориального и этнического подхода в иранской филологии. Он опубликовал статью «Литература на персидском языке в Средней Азии», в которой исходил из идеи целостности персидской литературы, заявив, что будет понимать под таковой все произведения, «написанные на т. н. „новоперсидском языке“, независимо от этнической принадлежности их авторов и того географического пункта, где эти произведения возникали». В числе персидских поэтов Бертельс писал и о Фирдоуси. Выступление Бертельса немедленно превратило его в объект политизированной критики за переход на «ошибочные позиции западноевропейских востоковедов». Бертельс пытался отстаивать свою позицию, заявив о методологической абсурдности классификации писателей в соответствии с их этнической либо территориальной принадлежностью, однако после новых обвинений со стороны коллег в реакционном паниранизме и буржуазном космополитизме он был вынужден признать свои «крупные ошибки».

К концу 1930-х годов в СССР «Шахнаме» стала определяться не как персидская поэма, а как персидско-таджикская или просто таджикская. Позднее образ Фирдоуси стал одним из символов таджикского национализма.

Биография

Хаки́м Абулькаси́м Мансу́р Хаса́н Фирдоуси́ Туси́

(перс. حکیم ابوالقاسم منصور حسن فردوسی توسی‎; 935—1020) — персидский и таджикский поэт. Автор эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей»), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе). Пользуется большой популярностью и считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане, Узбекистане и Афганистане.


Фирдоуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи. Картина В. Суренянца, 1913 год Родился между 932 и 936 годами в окрестностях города Туса, в Хорасане в шиитско-исмаилитской семье дихкана, как тогда называли помещиков-феодалов. Можно полагать, что поместья Фирдоуси были невелики и лишь с трудом кормили их владельцев, положение которых в эти годы беспрестанных войн было очень тяжёлым.

О детстве и юности Фирдоуси сведений почти нет. Он получил хорошее по тому времени образование, свободно владел обоими литературными языками Ирана той эпохи — арабским и персидским, и, возможно, даже был знаком и с литературным языком домусульманского Ирана — пехлеви.

Фирдоуси (его поэтическое имя переводится как «Райский») высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знания обрести».

Прозвище «хаким» («мудрец», «учёный») он получил за глубину и широту своих знаний.

Молодость Фирдоуси приходится на период истории Ирана, когда местная феодальная аристократия после ряда лет арабского господства освободилась от ига завоевателей и в отдалённых частях халифата снова захватила власть в свои руки.

Длительное время жил в Газни, находился на службе у султана Махмуда Газневидского (которому и посвятил «Шахнаме»). Однако основная мысль поэмы о том, что лишь наследственные носители царской власти имеют на неё право, не понравилась султану Махмуду, которого более устраивала правомерность силы, а не наследственности.


«Похороны Фирдоуси». Картина Газанфара Халыкова, 1934 год

По известной легенде, не имеющей точных подтверждений, султан отказался заплатить Фирдоуси за поэму. Это сильно рассердило поэта, и он написал сатиру, в которой упрекал султана происхождением от раба. В результате султанского гнева Фирдоуси был вынужден бежать из страны и скитаться в бедности до конца жизни. Легенда вдохновила Д. Кедрина на написание стихотворения «Приданое

Существует предание, согласно которому незадолго до смерти Фирдоуси султан Махмуд случайно услышал от одного придворного выразительный стих из «Шахнаме», осведомился об авторе и узнал, что стих — из посвященной Махмуду же «Книги царей» знаменитого Фирдоуси, который теперь в Тусе проживает в бедности. Махмуд немедленно распорядился послать в Тус для Фирдоуси богатый дар (60000 серебряных дирхемов — по сообщению Арузия; 60000 золотых червонцев — по поздним преданиям). А Фирдоуси незадолго до этого скончался. В то самое время, когда через одни городские ворота выносили для похорон его тело, в другие городские ворота вступали верблюды с дарами от Махмуда.

Могила

Фирдоуси был похоронен в городе Тус в своём собственном саду, поскольку местные клерикалы не разрешили похоронить его на городском кладбище. Губернатор провинции Хорасан распорядился построить мавзолей над могилой Фирдоуси, после чего это место стало объектом массового поклонения. Впоследствии место захоронения пришло в упадок, и по приказу Реза-шаха было восстановлено к тысячелетию со дня рождения поэта, в период 1928—1934 годов. Восстановление проводило Общество по национальному наследию Ирана , после чего могила Фирдоуси возведена в ранг национальной святыни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Movie time
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: