Лев свердлин — биография, новости, личная жизнь

Лев свердлин личная жизнь жена дети

Невысказанный страх

Кадр из фильма «Насреддин в Бухаре». / Фото: www.kino-teatr.ru

Лев Свердлин буквально боготворил свою супругу. Он отчаянно переживал, что карьера жены складывается не столь успешно, как у него самого. Александра Москалёва часто играла во втором составе. Но когда она выходила на сцену, Лев Наумович неизменно обзванивал всех знакомых, приглашая их на спектакль. Он рассказывал, как талантлива его Шура и сколь блистательна она в той или иной роли.

Александра Яковлевна очень любила переставлять всё в их квартире, а её супруг на дух не переносил всяческие изменения обстановки. Однако шутками, уговорами и добротой жене удавалось убедить мужа в целесообразности перестановки.

Александра Москалёва. / Фото: www.kinosozvezdie.ru

Лев Свердлин был довольно вспыльчив, но при этом жена никогда не пыталась выразить ему недовольство его капризами или закатить скандал по этому поводу. Она предпочитала отшутиться, приласкать, очаровать, и в результате всё же добиться своего.

Фаина Раневская, которая считалась одной из самых остроумных актрис, признавала, что Москалёва вполне способна победить её по части юмора. Впрочем, это вовсе не мешало Раневской бывать в доме Свердлиных. Ведь Александра Яковлевна никогда не пыталась показать своего превосходства.

Лев Свердлин. / Фото: www.russiainphoto.ru

Чувства Льва Свердлина к жене были столь сильными, что он всегда, всю жизнь, боялся её потерять. Он просыпался ночью и прислушивался к тихому дыханию супруги. Иногда ему казалось: Шура не дышит. Тогда он тихонько будил жену и, убедившись, что она жива, снова мирно засыпал.

Лев Свердлин, кадр из фильма «Цена», 1969 год. / Фото: www.culture.ru

В 1969 году Льва Наумовича не стало, он скончался от oнкoлoгического заболевания поджелудочной железы. Александра Яковлевна пережила супруга на 8 лет. Многим друзьям и знакомым Александра Яковлевна говорила: в случае обнаружения у неё неизлечимой болезни, она уйдёт из жизни сама. Это объяснялось тем, что на её руках умерли сын, муж, отец и мать.

Александра Москалёва. / Фото: www.kino-teatr.ru

Актриса же не хотела быть ни для кого обузой. Когда в 1977 году она стала угасать, друзья настояли на обследовании. После визита к oнкoлoгу Александра Яковлевна, оставив самые подробные указания по поводу своих похорон и завещания, положила на стол документы, деньги и записку, в которой просила не спасать её. Впрочем, Александр Лазарев и Светлана Немоляева, первыми попавшие в квартиру Москалёвой-Свердлиной, обнаружили уже бездыханное тело.

Лев Свердлин и Александра Москалёва были близкими друзьями другой удивительной семьи. Василия Меркурьева и Ирину Мейерхольд называли Ромео и Джульеттой за трогательное проявление чувств. Они прожили душа в душу 44 года, сумев сохранить и юношескую пылкость, и взрослую нежность. Вся их жизнь прошла под знаком нескончаемой доброты, которой они щедро делились с окружающими.

  Янина соколовская личная жизнь муж дети

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 декабря 2020; проверки требует 1 правка.

Лев Нау́мович Све́рдлин (3 (16) ноября 1901 — 29 августа 1969) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1949, 1951).

Лев Свердлин: биография, семья и интересные факты

На сегодняшний день отечественный кинематограф богат актерами и актрисами, имена которых не остаются в памяти. Посмотрев кино с их участием, через час сложно вспомнить даже сам сюжет. Чего не скажешь о старой гвардии, когда артист всю душу, все мастерство вкладывал в роль, жил ею. На экране перед зрителем представали настолько реальные герои, что иногда даже не верилось, что смотришь художественный, а не документальный фильм. Об одном из таких героев поговорим сегодня. Лев Свердлин – гениальный человек, талантливый, один из лучших в кино. Его работы не остались в тени. О его жизни, съемках, карьере поговорим подробно.

Талант Свердлина

Благодаря большому жизненному опыту, который Свердлин начал получать еще с 10-летнего возраста (после того, как остался сиротой), он стал великим актером кино и театра. Во многом за счет своего типажа ему прекрасно удавались роли японцев, монголов, узбеков, татар и т. д. Многие другие актеры начинают заштамповываться из-за одноплановых типажных ролей, но не Лев Свердлин. Фильмы с его участием были настолько интересны, что их хотелось пересматривать не однажды.

Он показывал высшее актерское мастерство, наделяя своих персонажей, которых играл, яркой индивидуальностью. А в результате они всегда выделялись из общего числа тех, кто «на одно лицо». Свердлин передавал зрителям не только характер и внутренний мир персонажа, но даже его мировоззрение, философию и эпоху.

Даже отрицательные персонажи были сыграны Свердлиным так, что представали как умные и хитрые, но достойные враги. И, несмотря на то что Лев Свердлин сыграл множество ролей противников Советов и заграничных шпионов, он был награжден Сталинскими премиями даже три раза.

Ссылки[править | править код]

Кадр из фильма «Далеко от Москвы», 1950 г.

Судьба актера Льва Наумовича Свердлина (03 (16). 11.1901 – 29.08.1969) сложилась удивительным образом. Когда будущий артист приехал в Москву, он был малообразованным парнишкой. Да и фамилией своей он обязан не родному отцу, а отчиму – второму мужу матери.

Но все это было потом. А пока что молодой Свердлин, едва отслуживший в армии, провалил поступление в Вахтанговскую школу. Не привыкший сдаваться, он попробовал поступить в театральную мастерскую В. Э. Мейерхольда. И был принят.

В том же 1921 году в эту же студию поступила Александра Москалёва. Девушка была очень талантлива, умна, остроумна и весела.

Позже сама великая Фаина Раневская признавала, что Москалёва по части юмора способна переплюнуть даже ее

Вполне естественно, что Лев Свердлин обратил внимание на эту девчонку-«зажигалку»

Они пронесли любовь через всю жизнь. Лев настолько оберегал свою Шурочку и боялся за нее, что даже просыпался по ночам, чтобы убедиться, что она дышит. Она очень тихо дышала во сне, и Лев, если не улавливал ее дыхания, просто будил ее, после чего успокаивался: слава богу, живая.

Кадр из фильма «Олеко Дундич», 1958 г.

Возможно, причиной такого беспокойства послужила потеря их единственного сына: в 1945 году 16-летнего мальчика не стало из-за чахотки. Больше детей у супругов не было.

Друзья и близкие Свердлиных называли их семью не иначе как оплотом, настолько гармоничной была эта пара. Они подходили друг другу не только внешне: они были, что называется, на одной волне.

И Лев, и Александра были чрезвычайно смешливыми и, вместе с тем, очень интеллигентными людьми. Поэтому умели даже нелитературное словцо в разговоре употребить так, что оно звучало и смешно, и культурно.

Когда Театр Мейерхольда, где служили Свердлины, закрылся (1938 г.), супруги начали искать новое «пристанище». Так, Лев Наумович до 1941 года служил в театре Вахтангова, оттуда ушел в Комитет по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР, где проработал два года.

И только в 1943 году он нашел свое окончательное «местечко» – Московский театр драмы, ныне известный как театр имени Маяковского. Его супруга пришла в этот театр вместе с ним, и оба они работали там до самых последних дней.

Кадр из фильма «Олеко Дундич», 1958 г.

У Льва Свердлина был потрясающий талант: своих персонажей, совершенно разных по национальности, – японцев, китайцев, монголов, татар, узбеков и т.п. – он играл настолько правдоподобно, что зритель был уверен: перед ним настоящий представитель той или иной нации.

Александра Яковлевна на восемь лет пережила своего любимого мужа, который ушел из жизни от paка поджелудочной железы в 1969 году.

Перенеся в 1965 году серьезную операцию, Свердлин через несколько месяцев поправился. На протяжении последующих трех лет его ничего не беспокоило.

Но в 1968 году во время турпоездки в Японию ему стало нехорошо, из-за чего артист даже хотел прервать путешествие и вернуться домой. Но дома ему не полегчало: диагноз, о котором врачи ему не решились сообщить, надежды не давал.

Кадр из фильма «Олеко Дундич», 1958 г.

Александра Яковлевна забрала мужа домой, в больнице ему уже ничем не могли помочь. Последними словами Льва Свердлина стали: «Луна… как красиво…».

В эту ночь, 29 августа 1969 года, было полнолуние, и Народный артист СССР любовался им через окно.

После ухода супруга Александра Яковлевна поменяла квартиру. В новом жилище она воссоздала обстановку прежнего дома – в память о муже, который при жизни терпеть не мог мебельных перестановок, в отличие от любимой Шурочки.

Biografia.Ru, 2022 г.

Это были два сильных и самобытных актёра. У обоих за плечами было обучение в театральной мастерской имени В. Э. Мейерхольда, множество ролей в театре. Лев Свердлин много и успешно снимался в кино, Александра Москалёва так и осталась театральной актрисой. А ещё она обладала таким искромётным чувством юмора, что поговаривали будто превосходила в остроумии саму Фаину Раневскую. Лев Свердлин и Александра Москалёва почти полвека шли рука об руку, но актёр всю жизнь боялся потерять свою Шурочку.

  Евгений поддубный биография личная жизнь жена дети

Талантливый человек

Благодаря наличию богатого опыта в жизни, который Лев Наумович начал получать еще с детских лет, он стал великим актером не только на театральных подмостках, но и в кинематографе. Ему просто потрясающе удавалось воплотить в персонажах самые яркие черты их хаpaктера, перенести искорку во взгляд, продумать малейшее движение, мимику, интонацию в голосе.

Многие актеры страдали по причине того, что им доставались одноплановые роли, Свердлин же играл разноплановых персонажей и пожаловаться на однотипность не мог.

Фильмы, где участвовал актер, хочется пересматривать снова и снова, настолько они потрясающи. Лев всегда выгодно выделялся на фоне своих коллег. В нем чувствовался богатый внутренний мир, душевная красота, неподражаемый талант.

Стоит сказать и о том, что даже отрицательные, несимпатичные герои получались у талантливого человека превосходными, их одновременно хотелось ненавидеть и уважать за острый ум, смекалку, хитрость. Всех негативных персонажей объединяла сила, напор, они умели дать достойное сопротивление, в общем, были достойными врагами.

За многочисленных персонажей в кино Лев Свердлин был удостоен Сталинской премии, причем не единожды, а трижды.

Последние годы жизни Свердлина

В шестьдесят пятом году летом Свердлину стало плохо, и была сделана сложная операция. После нее он не мог поправиться еще несколько месяцев. И вернулся в театр им. Маяковского только в середине осени. За три последующих года болезнь его больше не беспокоила. Но в шестьдесят восьмом году, во время поездки в Японию, Лев Наумович снова почувствовал недомогание.

В феврале следующего года Свердлину пришлось лечь в больницу на обследование. Врачи поставили неутешительный диагноз. У Свердлина обнаружили раковую опухоль поджелудочной железы. Но артисту об этом диагнозе не сообщили. Он выписался из больницы через неделю и уехал в Ялту на очередные съемки. Они закончились только в начале мая.

И через неделю после возвращения актер Лев Свердлин снова лег в больницу, уже догадываясь о своем диагнозе. Вновь была сделана операция. Но она помочь актеру уже не могла. Болезнь находилась на последних стадиях. В июне Свердлин был выписан домой. Но рак начал прогрессировать, и двадцать девятого августа 1969 года Свердлин Лев Наумович умер. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Свердлин Лев Наумович

3 (16) ноября 1901, Астрахань, Российская империя — 28 августа 1969, Москва, РСФСР, СССР.

Заслуженный артист Узбекской СССР (1944). Заслуженный артист РСФСР (17.04.1944). Народный артист РСФСР (5.11.1947). Народный артист СССР (29.01.1954).

Вырос в Астрахани в семье помощника машиниста. Рано осиротев, с десяти лет вкусил горький хлеб труда, работая мальчиком в магазине готового платья, учеником сапожника, портного, столяра, киномеханика, в крендельном магазине и цирке.

Учился в Театральном техникуме имени А.В. Луначарского, в Государственных театральных мастерских В.Э. Мейерхольда (ГВЫРМ).

С 1926 года — актёр Театра имени В.Э. Мейерхольда. В 1938-1941 годах — актёр Театра имени Евг. Вахтангова. С 1943 года — актёр Московского академического театра имени Вл. Маяковского. В 1924-1931 годах преподавал в Узбекской государственной драматической студии в Москве, с 1962 года — во ВГИКе, с 1963 года — в ГИТИСе.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 7).

Вольная мастерская Вс. Мейерхольда при ГВЫТМ: Муж Флёранс, Парень («Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, 1922)

Театр ГИТИС. Мастерская Вс.Мейерхольда: Чиновник, Кредитор («Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина, 1922)

Театр Вс. Мейерхольда: Третий солдат, Первый солдат, Комиссар («Земля дыбом» С. Третьякова, 1923)

Театр имени Вс.Мейерхольда: Тренер, Секретарь французской палаты, Министр, Апаш, парикмахер в пустыне, Негр, Биомеханист, Руководитель спортплощадки, Рабочий с винтовкой («Д.Е.» по И. Эренбургу и Б. Келлерману, 1924) Лакей, Танцующий в парке («Учитель Бубус» А. Файко, 1925) Акробат, Товарищ жениха, Гость («Мандат» Н. Эрдмана, 1925) Аркашка Счастливцев («Лес» А.Н. Островского, 1926) Первый лодочник («Рычи, Китай!» С. Третьякова, 1926)

Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ): Седьмой военный, Заезжий офицер («Ревизор» Н. Гоголя, 1926) Телеграфист («Окно в деревню», 1927) Платон Михайлович, Гусар в кабачке («Горе уму» А. Грибоедова, 1928) Пьяный с зонтом, Первый шафер, Человек в толпе («Клоп» В. Маяковского, 1929) Комдив Бой («Командарм 2» И. Сельвинского, 1929) Техсекретарь Дундя («Выстрел» А. Безыменского, 1929) Помощник режиссера («Баня» В. Маяковского, 1930) Самушкин (Анатоль-Едуард, Танец красного моряка («Последний решительный» Вс. Вишневского, 1931) Гуго Нунбах («Вступление» Ю. Германа, 1933) Сема Зельцер («Одна жизнь» Е. Габриловича, 1937)

Театр имени Евг.Вахтангова: Семен Котко («Я, сын трудового народа» В. Катаева, 1938) Буденный («Путь к победе» А.Н. Толстого, 1939) Багратион («Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, 1940)

Московский театр драмы (с 1954 — Театр имени В. Маяковского) Гвоздиков («Свидание, хотя и состоялось, но. » по А. Чехову, 944) Валько («Молодая гвардия» по А. Фадееву, 1947) Сталин («Великие дни» Н. Вирты, 1947) Академик Верейский («Закон чести» А. Штейна, 1948) Бенджамен («Леди и джентльмены» Л. Хеллман, 1949) Тан Шу-и («Сампаны голубой реки» В. Пушкова, 1950) Степанов («Директор» С. Алешина, 1950) Академик Квашнин («Третья молодость» бр. Тур, 1952) Тихон («Гроза» А.Н. Островского, 1953) Илья Журбин («Семья Журбиных» В. Кочетова и С. Кара, 1954) Полоний («Гамлет» В. Шекспира, 1954) Хлебников («Персональное дело» А. Штейна, 1955) Павел Михайлович («Сонет Петрарки» Н. Погодина, 1957) Косогоров («Побег из ночи» бр. Тур, 1958) Петрищев («Весенние скрипки» А. Штейна, 1959) Харитонов («Время любить» Б. Ласкина, 1960) Астронавт Ярослав («Фауст и Смерть» А. Левады, 1961) Грек («Нас где-то ждут» А. Арбузова, 1963) Аздак («Кавказский меловой круг» Б. Брехта, 1964) Ксенофонтов («История болезни» Б. Ласкина, 1965) Корнелиус Мелоди («Душа поэта» О’Нила, 1967, постановка Л.Свердлина и С.Кузьмина, 1967)

Учеба

Несмотря на то что у парня было невероятно трудное детство, он лелеял в душе одну мечту. Лев хотел стать актером – настоящим, искренним, любимым публикой, он мечтал нести в массы тепло, добро и веру в прекрасное.

Дабы грезы осуществились, Лев Свердлин, биография которого представлена вашему вниманию в статье, принимает решение поступить в техникум, но не в простой, а в театральный. Сказано – сделано.

Молодой человек становится студентом техникума имени Луначарского, а после поступает не куда-нибудь, а в ГИТИС. Он обучается на курсе, который ведет на тот момент именитый педагог Всеволод Мейерхольд.

Путь творческого совершенствования в театре

Жизнь Свердлина была изначально тесно связана с Всеволодом Мейерхольдом. Это был не только его учитель. Курс Всеволода Мейерхольда стал фундаментом государственных театральных мастерских в Московском театре. И Свердлин получил в нем работу, где сыграл почти в двадцати театральных постановках. Трудился он там до его закрытия, которое состоялось в 1938 году.

После Лев Свердлин устроился работать в театр им. Вахтангова. В нем он играл в спектаклях до рокового для нашей страны сорок первого года. А через пару лет перешел в труппу им. Маяковского. Свердлиным было сыграно много ролей в разных театральных постановках. Ему легко давался любой репертуар – и современный, и классика.

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный артист Узбекской СССР (1944)
  • Заслуженный артист РСФСР (1944)
  • Народный артист РСФСР (1947)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение роли Андрея Андреевича Валько в спектакле «Молодая гвардия» А. А. Фадеева
  • Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли Андрея Ивановича Верейского в спектакле «Закон чести» А. П. Штейна
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Михаила Борисовича Залкинда в фильме «Далеко от Москвы» (1950)
  • Орден Ленина (1967)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1938)
  • Орден Трудового Красного Знамени (МНР) (1942) — за исполнение заглавной роли в фильме «Его зовут Сухэ-Батор» (1942)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Тёплый дом

Кадр из фильма «У самого синего моря». Справа Лев Свердлин. / Фото: www.kino-teatr.ru

Они были очень счастливы, Лев Свердлин и его любимая Шура. В их доме царила особенная атмосфера, в которой каждый, пришедший к ним в гости, чувствовал себя тепло и уютно. Им удалось в 1945 году пережить cмepть своего единственного сына Юрия. Кстати, именно Юрий и стал причиной того, что по документам его мама впервые вышла на сцену театра имени Мейерхольда в 12 лет.

Кадр из фильма «Цирк». Лев Свердлин в роли моряка-зрителя. / Фото: www.kino-teatr.ru

Однажды, он сказал маме, что мама очень молодая, а в паспорте указана неправильная дата. Взяв ручку, он незаметно исправил в годе рождения Александры Москалёвой цифру 3 на 9. Так она стала моложе на 6 лет и везде значится датой рождения 1909 год. Эту историю описал в своей книге «Сначала я был маленьким» внук Всеволода Мейерхольда, Пётр Васильевич Меркурьев.Актёр Пётр Меркурьев считал Льва Наумовича и Александру Яковлевну своими вторыми родителями. Впервые он попал в их дом в 13-летнем возрасте и остался рядом с этими удивительными людьми на долгие годы.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Отточенные движения против душевных переживаний: авангардист Всеволод Мейерхольд, не вписавшийся в советскую идеологию >>

Невысказанный страх

Кадр из фильма «Насреддин в Бухаре». / Фото: www.kino-teatr.ru

Лев Свердлин буквально боготворил свою супругу. Он отчаянно переживал, что карьера жены складывается не столь успешно, как у него самого. Александра Москалёва часто играла во втором составе. Но когда она выходила на сцену, Лев Наумович неизменно обзванивал всех знакомых, приглашая их на спектакль. Он рассказывал, как талантлива его Шура и сколь блистательна она в той или иной роли.

Александра Яковлевна очень любила переставлять всё в их квартире, а её супруг на дух не переносил всяческие изменения обстановки. Однако шутками, уговорами и добротой жене удавалось убедить мужа в целесообразности перестановки.

Александра Москалёва. / Фото: www.kinosozvezdie.ru

Лев Свердлин был довольно вспыльчив, но при этом жена никогда не пыталась выразить ему недовольство его капризами или закатить скандал по этому поводу. Она предпочитала отшутиться, приласкать, очаровать, и в результате всё же добиться своего.

Фаина Раневская, которая считалась одной из самых остроумных актрис, признавала, что Москалёва вполне способна победить её по части юмора. Впрочем, это вовсе не мешало Раневской бывать в доме Свердлиных. Ведь Александра Яковлевна никогда не пыталась показать своего превосходства.

Лев Свердлин. / Фото: www.russiainphoto.ru

Чувства Льва Свердлина к жене были столь сильными, что он всегда, всю жизнь, боялся её потерять. Он просыпался ночью и прислушивался к тихому дыханию супруги. Иногда ему казалось: Шура не дышит. Тогда он тихонько будил жену и, убедившись, что она жива, снова мирно засыпал.

Лев Свердлин, кадр из фильма «Цена», 1969 год. / Фото: www.culture.ru

В 1969 году Льва Наумовича не стало, он скончался от oнкoлoгического заболевания поджелудочной железы. Александра Яковлевна пережила супруга на 8 лет. Многим друзьям и знакомым Александра Яковлевна говорила: в случае обнаружения у неё неизлечимой болезни, она уйдёт из жизни сама. Это объяснялось тем, что на её руках умерли сын, муж, отец и мать.

Александра Москалёва. / Фото: www.kino-teatr.ru

Актриса же не хотела быть ни для кого обузой. Когда в 1977 году она стала угасать, друзья настояли на обследовании. После визита к oнкoлoгу Александра Яковлевна, оставив самые подробные указания по поводу своих похорон и завещания, положила на стол документы, деньги и записку, в которой просила не спасать её. Впрочем, Александр Лазарев и Светлана Немоляева, первыми попавшие в квартиру Москалёвой-Свердлиной, обнаружили уже бездыханное тело.

Лев Свердлин и Александра Москалёва были близкими друзьями другой удивительной семьи. Василия Меркурьева и Ирину Мейерхольд называли Ромео и Джульеттой за трогательное проявление чувств. Они прожили душа в душу 44 года, сумев сохранить и юношескую пылкость, и взрослую нежность. Вся их жизнь прошла под знаком нескончаемой доброты, которой они щедро делились с окружающими.

Детство

Родился мальчик, которого назвали Левой, в городе Астpaxaни. Появился человечек в зимнюю пору, 16 декабря 1901 года. Его отец работал на должности помощника машиниста.

Беззаботными детские годы мальчика назвать трудно. В юном возрасте он остался сиротой. Льву приходилось любыми способами добывать средства себе на кусочек хлеба, поэтому он хватался за самую непростую работу. Мальчишка подpaбатывал в лавке у сапожника и у портного, а также трудился в подмастерьях у столяра и даже у киномеханика. А еще паренек работал и в цирке, и в магазине. В 1919 году он оправился отдавать долг Родине: Льва забрали в ряды Красной армии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Movie time
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: