Опыт Сталинских лагерей
Парней, когда-то учившихся во ВГИКе, привезли на военный суд МГБ Москвы. Они не ждали пощады, ведь из этих залов обычно приводили к стене, и расстреливали. Но ребятам в виде исключения назначили «четвертак» суровых Сибирских лагерей и отправили в Озерлаг, один из самых страшных лагерей, расположенный недалеко от Тайшета.
Михаил Калик, режиссер в будущем, говорит, что вокруг него каждый день умирали сотни самых выносливых мужчин, а он, молодой и не такой сильный, смог выжить. Режиссер вспоминает, что пережить то время ему помог оптимистичный настрой. Даже сидя в одиночной сырой и темной камере, он умудрялся не унывать. Один из надзирателей сжалился над парнишкой и подарил ему целый коробок спичек. Будущий режиссер их жег медленно, и пока горел свет, строил планы на будущее.
Пройдя за время заключения шесть тюрем и Лефортовский спецкорпус, он в 1991 году снял художественный фильм «И возвращается ветер», в котором несколько минут уделил правде о тех лагерях. Сюжет был очень правдоподобным, и однажды французские режиссеры попросили его продать несколько минут своего кинофильма, чтобы они могли вместо ненайденной документальной информации воспользоваться этой.
Михаил Калик, фильмы которого хранят его самые страшные воспоминания, шутит, что Сибирские лагеря дали ему большой опыт как режиссеру, и он должен был в них оказаться, чтобы в будущем иметь необходимую информацию.
Домой Калик вернулся полностью реабилитированным в 1954 году и уже в 1958 продолжил обучаться на режиссера.
Любовь к кинофильмам
В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, юный Михаил Калик находился в Алма-Атинской эвакуации и случайно стал свидетелем создания фильма. Проходя мимо съемочной площадки, где снимал «Ивана Грозного» Эйзенштейн, паренек услышал фразу одной из актрис, о том, что барыню играет еврейка. Женщина порадовалась, что хоть царя не еврей изображает.
Калик тогда подумал о возможности познать русскую культуру ему, стать ее частью. В душу парня запала вся площадка для съемок, и он захотел точно так же снимать собственные фильмы.
Времена были тяжелейшими, особенно для евреев, но Михаил Калик отважился поступить во ВГИК.
Михаил Калик
Возраст: 96 (со дня рождения)
Возраст смерти: 90 лет
Михаил (Моисей) Наумович Калик (ивр. מיכאל קאליק). Родился 27 января 1927 года в Архангельске (Россия) — умер 31 марта 2017 года в Иерусалиме (Израиль). Советский и израильский кинорежиссёр. Создатель фильма «До свидания, мальчики».
Михаил Калик родился 27 января 1927 года в Архангельске.
Рос в семье актёра еврейского театра, позже кукольного театра и одного из основателей архангельского Театра рабочей молодёжи Наума Моисеевича Калика. Мать — Лея-Либа — происходила из зажиточной киевской семьи.
Учился на факультете театроведения в ГИТИСе, оставил учёбу в 1949 году, поступив во ВГИК (мастерская Григория Александрова).
В 1951 году вместе с несколькими другими студентами был арестован по обвинению в «еврейском буржуазном национализме» и «террористических намерениях», осуждён на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58—17. Прошёл несколько тюрем и лагерей, в том числе Лефортово и Озерлаг. В лагере познакомился с актёром Лейбу Левиным. Освобождён и реабилитирован в 1954 году, восстановлен на третьем курсе института.
Продолжил учёбу и в 1958 году закончил режиссёрский факультет, уже как выпускник мастерской Сергея Юткевича.
Режиссёр-постановщик фильмов «Колыбельная», «Человек идёт за солнцем», «Любить…».
Фильм «Любить…» был снят в 1968 году и вышел на экраны небольшим тиражом после того, как был перемонтирован без ведома и согласия автора. Режиссёр и сценарист Михаил Калик обратился в суд, но суд не состоялся, а на самого режиссёра было заведено уголовное дело и при обыске была реквизирована авторская копия фильма. В 1990 году Михаил Калик частично восстановил и доработал фильм, поскольку авторская копия так и не была найдена.
Самым известным его фильмом стал «До свидания, мальчики», снятый по одноимённой повести Бориса Балтера. В приморском городе живут три друга. Целыми днями они пропадают на море, невольно наблюдая жизнь порта, пляжные радости отдыхающих и с юношеским максимализмом размышляя о дружбе, первой любви и смысле их молодой жизни, которую совсем скоро перевернет война.
кадры из фильма «До свидания, мальчики»
Судьба фильма «До свидания, мальчики» выдалась трудной: он подвергся жёсткой критике, а в связи с эмиграцией в 1971 году Михаила Калика в Израиль показ фильма в Советском Союзе был запрещён и в полном авторском варианте дошёл до зрителей лишь в конце 1980-х годов.
Смерть Михаила Калика
Михаил Калик скончался 31 марта 2017 года.
Об этом сообщила его дочь Юлия Калик. «Это случилось 31 марта, вчера мы похоронили отца в Израиле, в Иерусалиме», — сообщила она.
Также она поведала, что ее отец «тяжело болел последний год».
Личная жизнь Михаила Калика:
Был женат на Сузанне Калик. У них есть совместная дочь Юлия.
У Михаила Калика также есть внебрачный сын.
Режиссёрские работы Михаила Калика:
1958 — Атаман Кодр (в соавторстве с Борисом Рыцаревым и Ольгой Улицкой)
1958 — Юность наших отцов
1959 — Колыбельная
1961 — Человек идёт за солнцем
1964 — До свидания, мальчики
1968 — Любить…
1969 — Цена
1974 — Трое и одна (Израиль)
1991 — И возвращается ветер…
Сценарии Михаила Калика:
1958 — Юность наших отцов
1959 — Колыбельная
1961 — Человек идёт за солнцем
1964 — До свидания, мальчики
1968 — Любить…
1991 — И возвращается ветер…
последнее обновление информации: 12.05.2023
Калик Михаил Наумович: фильмография
М. Калик, вернувшись из суровых лагерей, все же смог окончить ВГИК, набраться опыта, работая помощником режиссера, и снять несколько собственных фильмов:
- «Атаман Кодр»;
- «Юность наших отцов»;
- «Колыбельная»;
- «Человек идет за солнцем»
- «До свидания, мальчики»;
- «Любить»;
- «Цена»;
- «Трое и одна»;
- «И возвращается ветер».
Также Михаил Наумович сам был сценаристом нескольких из этих фильмов.
Сейчас этому режиссеру девяносто лет. Он живет в Израиле, и всегда рад пообщаться с людьми о своей жизни, о кино. Он за все тяжелые годы своей жизни не потерял человечности, а только больше полюбил людей и природу. Его не сломали суровые лагеря, и он до сих пор самый оптимистичный человек!
История детства
Сейчас практически все дети растут в тепле, уюте, не нуждаются ни в чем. В двадцатые годы прошлого столетия Россия пылала сотнями огней, здесь убивали и доводили до самоубийства так называемых «врагов народа и новой власти». Целые семьи отправляли в далекие ссылки. В одной из таких ссылок и появился на свет Михаил Калик, биография которого началась в Архангельском лагере для изгнанных.
Он родился 29 января 1927 года, когда в разгаре были всем известные события. Его отца, когда-то актера детского и кукольного театра в чем-то обвинили и отправили всю его семью в ссылку в Архангельск. Мама будущего кинорежиссера была из очень состоятельной семьи, она когда-то окончила элитную гимназию, в совершенстве знала множество языков. Но со всеми этими знаниями женщине приходилось обменивать более ли менее ценные вещи на еду для своей семьи, потом освоила печатную машинку. Она всем сердцем ненавидела новую власть, которая так же ненавидела всех состоятельных в царские времена людей и их потомков.
Когда Моисею (настоящее имя Калика) исполнился год, семья была освобождена от ссылки и переехала в Москву.
Тяжелое студенчество
Как вспоминает сам Михаил Калик, поступить в институт было не так сложно, как переживать во время обучения Сталинские репрессии, которые были направлены на всех. Молодой еврей сразу попал под бдительный присмотр управления института. Он был свидетелем того, как проводился сталинский процесс над еврейскими критиками, так называемыми космополитами, арест еврейских культурных деятелей.
Сам он тоже стал «врагом народа» и в 1951 году в числе еще нескольких студентов был арестован. Парней обвиняли в «антисоветской террористической организации», а Калика и в сионистской деятельности. Последнее он и не опровергал, считая себя истинным евреем.
Позже Калик в биографическом фильме Винокура показал, как его забирали, заломив руки, брили на лысо, как будто приговаривая к смерти.
Стиль Калика
Каждый снятый этим режиссером фильм отличается особым стилем. Шедевры Калика хоть и художественные, но каждый из них наполнен таким правдоподобием, что даже в сценах молчания мы видим и слышим правду. Озера, горы и моря, снятые Михаилом Наумовичем, отличаются особой живостью.
В 1960 году режиссер снял фильм «Колыбельная». Посмотрев эту ленту, сама Фурцева Екатерина (министр культуры тех времен) пришла в полный восторг. Этот киношедевр был одобрен Госкино к показу на Венецианском кинофестивале, но не попал туда, так как возникли трудности в бюрократии, и его показали практически тайно вне конкурса.
Стиль Калика особенный, снятые им фильмы наполнены гармонией природы и человека. В них нет ничего лишнего, даже птицы поют, и вода шумит в нужные моменты. Игра актеров поставлена так, что даже поворот головы не бывает случайным. Все продумано, все поэтично. Михаил Калик не идеализирует свои фильмы. В них он показывает жизнь такой, какой ее видит: смерть — нечто ужасное, прекрасней смеха ребенка не может быть ничего, как и искренности слез.