«Старался существовать на сцене органично»: театральная карьера Любимцева
Павел Любимцев поступил в Щукинское училище в июле 1974 года, с первой попытки. Среди участников приемной комиссии были ректор заведения Борис Захава и актер Владимир Этуш. Четыре года Любимцев проучился в группе под руководством театрального режиссера Альберта Бурова, был старостой курса. Свою дипломную роль он сыграл в спектакле «Баня» по пьесе Владимира Маяковского.
На вручении дипломов мне зачитали приказ ректора: «Старосте объявить вечную благодарность и наградить ценным подарком». Мне подарили джинсы. Греческие. Это тогда была ценность невероятная, достать их было невозможно.
Из интервью Павла Любимцева «Я не начальник, я помощник», 2020 год
После выпуска Павла Любимцева пригласили работать в Ленинградский театр комедии. По его словам, «принять приглашение оказалось очень просто: все так бурно за меня радовались». Выпускника и нескольких его однокурсников пригласил в театр Петр Фоменко, который работал там главным режиссером.
Летом 1978 года Любимцев переехал в Санкт-Петербург. В Северной столице он снял комнату в коммуналке на Земледельческой улице, рядом с проспектом Карла Маркса. По соседству жил будущий российский кинорежиссер Сергей Урсуляк. Они подружились и общаются до сих пор.
Главным наставником и опекуном Павла Любимцева на новой работе стал Лев Милиндер — дед телеведущего Ивана Урганта. Именно Милиндер посоветовал начинающему актеру подумать о псевдониме. Тот обсудил вопрос с Петром Фоменко и режиссер предложил ему стать «Любимцевым». Так у Павла Либермана появилось сценическое имя.
Изо всех сил я старался научиться существовать на сцене органично, просто, спонтанно… Действовать, а не изображать!
Из книги Павла Любимцева «Путешествие по собственной жизни… Книга воспоминаний»
Любимцев проработал в Театре комедии три с половиной года, сыграл больше десяти ролей в постановках по современным и классическим пьесам. Еще он был ассистентом режиссера в спектаклях «Свадьба. Юбилей» по произведениям Антона Чехова, «Продолжение Дон-Жуана» Эдварда Радзинского и в музыкальной фантазии Юлия Кима «Сказка Арденнского леса». После того как из театра ушел Петр Фоменко, Любимцев уволился и вернулся в Москву.
В 1982 году Павла Любимцева приняли в чтецкий отдел Московской государственной филармонии
Еще в студенческие времена Альберт Буров обратил внимание ученика на его способности к художественному чтению. И именно оно стало основным делом Любимцева
В его репертуар вошли программы по произведениям российских и зарубежных писателей: Александра Пушкина, Михаила Булгакова, Константина Паустовского, Оскара Уайльда и других. В 1999 году за свою чтецкую работу Любимцев получил звание заслуженного артиста Российской Федерации. Он работает в филармонии до сих пор.
Творчество
На сцене Павел начал выступать не под настоящей фамилией Либерман, а под псевдонимом, являющимся дословным переводом родового имени. Правда, сначала парень хотел быть Любимовым, но Петр Фоменко, ставивший тогда спектакли в Ленинградском театре комедии, уговорил молодого артиста на псевдоним Любимцев, объяснив, что Любимовых в театральных кругах и так немало.
Однако ролей для полноватого юноши в очках было не очень много. Любимцев нашел себя, вернувшись в Москву и став чтецом в филармонии и педагогом в родном училище. Вместе с выпускниками Павел Евгеньевич создал театр-студию «Белый шар», на подмостках которого регулярно ставит спектакли.
На телевидение Любимцев попал в 37 лет по приглашению Михаила Ширвиндта. Среди проектов, в которых участвовал актер-эрудит — «Живые новости» и «Диалоги о животных», «Старая афиша» и «Городское путешествие», «Хочу знать» и «Тайное становится явным».
Программы Любимцева оказались слишком интеллигентными для телевидения, смещавшегося в сторону пропаганды, криминальной хроники и освещения скандалов в жизни звезд. Передачи кочевали с канала на канал, графики их выхода менялись.
В 2015 году Павел Евгеньевич окончательно исчез из телевизора. Рассказы телеведущего о жирафах и крокодилах, Амстердаме и Брюгге, песнях и фильмах сохранились в памяти зрителей, удивляющихся, встречая в СМИ фото Любимцева без шляпы, в которой он бродил по Сингапуру и Бельгии.
В сериале «Ненастье» Сергея Урсуляка Павел Евгеньевич сыграл самого себя — телевизионного ведущего Любимцева. Такая же роль досталась артисту в 2005 году в выпуске сатирического журнала «Фитиль» «Светская львица». Телеведущего он играл и в фильме «Четыре танкиста и собака – 2». В музыкальной романтической комедии «90-е. Весело и громко», пополнившей фильмографию Павла Евгеньевича весной 2019 года, актер хотя и не выступил в качестве камео, но создал образ персонажа Валентина Козловского, близкого по роду занятий — декан хорового училища.
Книжки
- 2004 — «Экзотические страны» (Издательство: Олма-Пресс, 272 стр. ISBN 5-224-04239-9)
- 2005 — «Загадки Латинской Америки» (Издательство: Олма-Пресс, 272 стр. ISBN 5-224-05282-3)
- 2008 — «Очерки по истории чтецкого искусства» (Издательство: РА Арсис-Дизайн, 132 стр. ISBN 978-5-904155-01-8)
- 2010 — «Гвоздицкий и его двойник» (Издательство: Навона, 482 стр. ISBN 978-5-91798-009-6)
- 2012 — «Путешествие по своей жизни…Книжка воспоминаний» (Издательство: Навона, 416 стр. ISBN 978-5-91798-019-5)
2009
- «Городское путешествие. Москва с Павлом Любимцевым» (Издательство: АСТ, 224 стр. ISBN 978-5-17-057514-5, ISBN 978-5-271-22891-9)
- «Городское путешествие. Москва неведомая с Павлом Любимцевым» (Издательство: АСТ, 256 стр. ISBN 978-5-17-060544-6, ISBN 978-5-271-24357-8, ISBN 978-985-16-7416-5)
- «Городское путешествие. Москва в прошедшем и реальном с Павлом Любимцевым» (Издательство: АСТ, 256 стр. ISBN 978-5-17-061700-5, ISBN 978-5-271-25054-5)
- «Самые примечательные места и монументы Москвы» (Издательство: АСТ, 512 стр. ISBN 978-5-17-057513-8, ISBN 978-5-271-22892-6, ISBN 978-5-17-062542-0, ISBN 978-5-271-25505-2)
2010
«Санкт-Петербург» (Издательство: Вече, 192 стр. ISBN 978-5-9533-5022-8)
2011
«Суздаль» (Издательство: Вече, 128 стр. ISBN 978-5-9533-5208-6)
2010
«Киев» (Издательство: Вече, 168 стр. ISBN 978-5-9533-3681-9)
Строптивый Паганель
На первый взгляд создатель «Путешествий натуралиста» действительно напоминает чудаковатого учёного Паганеля, временами как будто сошедшего со страниц романа Жюль Верна. На экране добродушный толстячок в смешных очках и узнаваемой шляпе. Немного рассеянный, слегка щёголь, всегда в белом. В жизни открытый, прямолинейный, резкий в своих высказываниях человек.
Стремление к известности – это не о нём. Перфекционист Павел Любимцев считает, что главное – делать своё дело хорошо. Амбициозность состоит в том, чтобы делать его лучше всех. Мечты стать звездой – это удел идиотов, так в одном из интервью когда-то сказал Павел Любимцев.
Театр и фильмы
На сцене Павел начал выступать не под настоящей фамилией Либерман, а под псевдонимом, являющимся дословным переводом родового имени. Правда, сначала парень хотел быть Любимовым, но Петр Фоменко, ставивший тогда спектакли в Ленинградском театре комедии, уговорил молодого артиста на псевдоним Любимцев, объяснив, что Любимовых в театральных кругах и так немало.
Павел Любимцев в молодости / «Культурология.рф»
Однако ролей для полноватого юноши в очках было не очень много. Любимцев нашел себя, вернувшись в Москву и став чтецом в филармонии и педагогом в родном училище. Вместе с выпускниками Павел Евгеньевич создал театр-студию «Белый шар», на подмостках которого регулярно ставит спектакли.
В сериале «Ненастье» Сергея Урсуляка Павел Евгеньевич сыграл самого себя — телевизионного ведущего Любимцева. Такая же роль досталась артисту в 2005 году в выпуске сатирического журнала «Фитиль» «Светская львица». Телеведущего он играл и в фильме «Четыре таксиста и собака — 2».
В музыкальной романтической комедии «90-е. Весело и громко», пополнившей фильмографию Павла Евгеньевича весной 2019 года, актер создал образ персонажа Валентина Козловского, декана хорового училища.
Осенью 2019 года Павел Евгеньевич и Алексей Колган выступили как дуэт Каролина и Пеликан, показав фрагмент из мюзикла «Принцесса цирка», поставленного в 2016 году, на концерте, данном в честь 95-летия Российского симфонического оркестра кинематографии и 70-летия дирижера коллектива Сергея Скрипки.
Перед введением в российской столице карантинных мер Любимцев сыграл телевизионного редактора Бориса Моисеевича в премьерной постановке «Прайм-тайм» на сцене Театра мюзикла. Музыкальное оформление спектакля, рассказывающего о провинциалке, приехавшей на телевизионный вокальный конкурс, было представлено слиянием шансона, рока и рэпа. Успел порадовать зрителей и «Обманщик», поставленный Любимцевым в учебном театре Щукинского училища по комедии Мольера «Тартюф».
Павел Любимцев в передаче «Городское путешествие» / кадр из передачи «Городское путешествие»
Последствия пандемии для творческого образования Павел Евгеньевич и другие преподаватели артистических институтов обсудили в мае 2020 года в ходе онлайн-конференции «Театральные вузы России во время пандемии и самоизоляции: проблемы и пути их решения».
Ролью профессора психиатрии артист пополнил копилку образов, снявшись в детективном сериале «Коса». Премьера проекта состоялась летом 2021 года на ММКФ. В том же году состоялась премьера поставленного им спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского в учебном театре Щукинского училища.
Музыка
2007 — «Песни и музыка для малышей» (Издатель: Мелодия)
- Российские народные колыбельные песни: «Спи-ко, засни, дитя Ванюшенька», «Баю, Лизоньку мою», «Пошёл котик во лесок»
- Колыбельные песни народов СССР: «Баю, баю, бай, спи, малыш (уйгурская)»
- В стране весёлых песен: «Ну и что», «Далекая корова»
- Весёлые котята: «Только мать…» (дуэт с Галиной Арзамасовой), «Дядя Вася и утюг» (при участии Николая Жеренкова, В. Элик и Л. Бокова, декламация)
2011 — «Баю-баюшки-баю…» (сборник)
Песни Павла Евгеньевича на диске: «Баю, Лизоньку мою», «Пошёл котик во лесок», «Спи-ко, засни, дитя Ванюшенька».
Арбатское детство
Павел Евгеньевич Либерман (псевдоним Любимцев) родился 19 июля 1957 года в Москве в интеллигентной семье. Его родители — Берта Львовна Кременштейн (1923-2008) и Евгений Яковлевич Либерман (1925-2003), преподавали в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Павел не стал продолжателем их профессионального поприща, о чем никогда не сожалел. Более того, его музыкальный слух желал лучшего. С раннего детства родители не обучали сына музыкальной грамоте, а когда в 9 лет все же решили приобщить его к музыке, то наткнулись на яростное сопротивление.
Больше к этой теме в семье не возвращались. Сам Павел Евгеньевич признавался, что не раз был свидетелем домашних занятий отца со студентами, после которых Берте Львовне приходилось отпаивать их валерьянкой. Возможно, переизбыток музыки в доме и эти детские впечатления отрицательно повлияли на отношение Павлика к музыке. Да и помимо музыки была масса других увлечений, куда он мог направить свою неуемную детскую энергию. Павел очень рано стал рисовать. Способность заметила бабушка, когда малышу впервые дали в руки карандаш.
Мальчик очень точно изображал на бумаге знакомые предметы. Однако с возрастом это увлечение так и осталось увлечением. А вот любовь к животному миру сохранилась надолго. Лет с пяти Берта Львовна каждый выходной водила сына в зоопарк. В этом же возрасте он впервые посмотрел в кинотеатре французский фильм «Фея не похожая на других» (реж. Ж.Туран, 1956 год), где в качестве действующих лиц выступают дрессированные животные. Это незабываемое впечатление стало отправной точкой увлечения биологией.
Московское детство Павла Любимцева прошло недалеко от Арбата. Семья сначала проживала в 2-х комнатах коммунальной квартиры в доме на Смоленской площади. Когда будущему актеру исполнилось 8 лет, переехали в отдельную трехкомнатную квартиру на проспекте Мира. Однако школу № 91, куда он поступил в 1 класс, решили не менять. Со школьных лет Павел много читал, входил в КЮБЗ (кружок юных биологов зоопарка) и даже мечтал стать биологом. Однако ближе к окончанию школы мнение и на этот счет изменилось.
А повлияли на то далеко не радостные события. Едва Павлу исполнилось 12 лет, отец ушел из семьи. Берта Львовна не препятствовала общению отца с сыном, но поставила условие, чтобы встречи проходили вне дома. Такой нейтральной территорией стал театр. Несмотря на сложности с приобретением билетов в известные московские театры, Евгений Яковлевич доставал их. Эти театральные походы стали настоящим открытием для Павла и увлечением, которое затмило все предыдущие. В подростковом возрасте им были пересмотрены десятки спектаклей.
Студенчество
В 1974 году Павел Любимцев окончил московскую среднюю школу № 91. К этому времени уже сложилась уверенность, что он хочет быть актером. Родители желанию сына не препятствовали. Он же для себя решил, что попробует поступить только в первый год после школы. Если никуда не примут, то новых попыток делать не будет. Решение не было стихийным. Павел начал серьезно готовиться к поступлению и брал уроки по актерскому мастерству. Павлу Любимцеву удалось пройти по конкурсу только в Щукинское училище. Но именно туда он и хотел, так как атмосфера Вахтанговского театра полюбилась юному театралу больше всего.
Среди членов комиссии были ректор училища Б.Е. Захава, будущий руководитель курса А.Г. Буров, известный актер В.А. Этуш. В процессе обучения выяснилось, что способностей к перевоплощению у Павла Любимцева мало. На 1 курсе, когда только шла наработка отдельных элементов актерского мастерства, все складывалось вполне сносно. Сложности начались на 2 курсе, где нужно было переходить непосредственно к конкретным образам, включать фантазию, самому искать характер того или иного персонажа, уметь быстро перевоплощаться из одного образа в другой. Будущему актеру явно не хватало живости, непосредственности.
Преподаватель кафедры мастерства актера и руководитель курса А.Г. Буров, который мечтал увидеть изначально в лице Любимцева второго Калягина, был разочарован в своем ученике. Он даже пророчил Павлу, что его не возьмут ни в один театр. Однако за период обучения в Щукинском училище будущий актер заслужил авторитет студента старательного, наигрывающего опыт постепенно, путем многократного повторения. Его организованность нашла применение на посту старосты курса. К тому же ярко проявилась способность к художественному чтению.
Чтецу не нужен какой-то образ, он транслирует на публику от самого себя. И Любимцев оказался отличным рассказчиком. Поэтому 4 года обучения в Щукинском училище не прошли даром. После дипломного спектакля «Баня» он благополучно получил диплом актера и благодарность от ректора за помощь в организации образовательного процесса. К благодарности прилагался ценный подарок — греческие джинсы. Никаких иллюзий по поводу своих актерских данных Павел Любимцев не питал, и шанс попасть в какой-либо столичный театр ему виделся нулевым.
Павел Любимцев в молодости
Новые проекты
В 2013 году Любимцев выступает в качестве одного из ведущих передачи «Классика звукозаписи» на телеканале «Культура». Цикл этих программ был посвящен 50-летнему юбилею звукозаписывающей компании «Мелодия», который отметили в 2014 году.
Передача давала возможность зрителям освежить в памяти творчество авторов и исполнителей, произведения которых выходили на пластинках «Мелодии». Любимцев вел выпуски, которые выходили один раз в месяц. Всего в эфир вышло 12 передач. В них рассказывалось о народной артистке СССР Марии Бабановой, актере театра и кино Викторе Гвоздицком, одном из первых народных артистов СССР Василии Качалове.
В 2014 году у него появляется новый проект — программа «Тайное становится явным» на кабельном канале «365 дней ТВ». На экраны выходит 51 эпизод передачи. В них Любимцев раскрывает загадки и секреты в различных областях истории.
В 2014 году Любимцев организовывает собственный театр-студию «Белый шар». В этом ему помогают его выпускники по театральному институту имени Щукина. Первыми спектаклями становятся пьесы «Пир хищников» по Сибру, «Эмигранты» по Мрожеку, «Бег» по Булгакову.
Все свое свободное время отдает работе Павел Любимцев. Биография, семейное положение актера — эти вопросы интересуют многих его поклонников, но рассказать об этом можно немного. Любимцев живет в столице, при этом никогда не был женат, детей у него нет.
На экране и на сцене
Всеобщую любовь и известность Павлу Любимцеву принесли телевизионные передачи. Однако в театре и в кино он остаётся не менее востребованным. Пожалуй, до него ни один российский актёр не мог похвастаться такими же успехами. Причем во всех областях своей деятельности. Не хвастается ими, хотя мог бы вполне, и Павел Любимцев. Фильмы с его участием выходят с завидной регулярностью. Первую свою роль молодой Любимцев сыграл в далёком 1979 году в фильме «Ференц Лист». Последний же фильм с его участием вышел в 2015 году.
Выступал он как актёр и как театральный режиссёр. В частности, в учебном театре Театрального института им. Бориса Щукина он поставил девять спектаклей, сотрудничал с Театром на Таганке и Московским академическим театром сатиры. После почти двадцатипятилетнего перерыва Павел Любимцев вернулся в театр как актёр. Он играл в Государственном академическом театре им. Вахтангова, в спектакле «Мадемуазель Нитуш». Не отказывается он и от экспериментов, что доказывает его сотрудничество с новым театром «LA’Театр».
Несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, преследующие его в последние годы, Павел Любимцев продолжает активно работать на телевидении, сотрудничать с театрами и заниматься литературной деятельностью.
Болезнь сердца
Этот проект прервался достаточно внезапно. В январе 2012 года Любимцев был срочно госпитализирован с обширным инфарктом. Пока лежал в больнице, артист похудел на 17 килограммов. Через несколько недель после операции он комментировал свое состояние, говоря, что чувствует себя бодро, хотя и осознает, что хирургические вмешательства еще потребуются.
В конце года ему сделали серьезную кардиологическую операцию. Несмотря на это, интенсивную работу он прекращать не собирался. Уже с начала 2013 году плотно сотрудничает со своим другом Михаилом Ширвиндтом в программе «Хочу знать» на Первом канале. Он ведет авторскую рубрику, которая появляется на экранах один раз в неделю.
«Оказался «медийным лицом»: Павел Любимцев на телевидении и в кино
В середине 1990-х телеведущий и бывший соученик Павла Любимцева по Щукинскому училищу Михаил Ширвиндт пригласил его в «Живые новости» на телеканале «НТВ». Поначалу артист просто читал закадровый текст, потом стал ведущим рубрики «А вы знаете, что…».
С 1999 по 2007 год Павел Любимцев вел «Путешествия натуралиста» — познавательную передачу о странствиях, природе и зоопарках. Эту программу дважды награждали телевизионной премией ТЭФИ. В разные годы «Путешествия натуралиста» транслировали на «НТВ», «Первом канале» и «Культуре».
В Цюрихе я заходил к слонам, гладил их, угощал морковкой. В Праге я чесал спину носорога шариковой ручкой. Он подставлялся, как кот, которому чешут за ухом, хотя у него такая твердая шкура, что я ручку сточил о нее. В парке крокодилов мне пришлось носить на руках маленького аллигатора. Хозяин объяснил, как его держать за шею и за хвост, но, пока я что-то рассказывал, он все время вырывался из рук.
Из интервью газете «Вечерняя Москва», 1 апреля 2005 года
На канале «Домашний» с ведущим выходили передачи «Городское путешествие», «Старая афиша» и «Занимательные истории с Павлом Любимцевым». В рубрике «Классика» программы «Хочу знать» на «Первом канале» Любимцев рассказывал о картинах отечественных художников Карла Брюллова, Алексея Саврасова, Константина Флавицкого, а также интересные факты об известных песнях. Загадки, тайны и открытия истории телеведущий освещал в передаче «Тайное становится явным» на канале «365 дней ТВ». За время съемок в программах он посетил больше 50 стран мира. На «Радио 7 на семи холмах» артист вел «Страничку из путешествий натуралиста», а на радио «Культура» — программу «Классика звукозаписи».
Нежданно-негаданно ваш покорный слуга оказался «медийным лицом» (правда, узнают меня чаще по голосу), весьма прилично зарабатывающим и притом — делом интересным и непротивным. Сказочная удача!
Из книги Павла Любимцева «Путешествие по собственной жизни… Книга воспоминаний»
С 1979 года и по сей день Любимцев снимается в кино и сериалах. Среди фильмов и ситкомов, в которых он сыграл, — «Русский регтайм», «Дело о «Мертвых душах», «Четыре таксиста и собака — 2», «Осколки хрустальной туфельки», «Воронины», «90-е. Весело и громко».
Уже несколько лет Павел Любимцев не ведет телевизионных передач и рубрик.
Признание и заслуги
- Лауреат Всероссийского конкурса артистов-чтецов им. Н. В. Гоголя (1984)
- Лауреат Всероссийского конкурса артистов-чтецов им. А. С. Пушкина (1987)
- Заслуженный артист Русской Федерации (1999)
- Программка «Путешествия натуралиста» (НТВ) — Лауреат Государственной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Научно-популярная программа» (2001)
- Программка «Путешествия натуралиста» (НТВ) — Лауреат Государственной телевизионной Премии «ТЭФИ» в номинации «Просветительская программка (наука)» (2002)
- Лауреат III Всероссийского конкурса работников электрических сми «За примерное владение русским языком в проф деятельности» («Как слово наше отзовётся») в номинации «Слово ведущего» («Феофилакт Косичкин») (2006)
- Заслуженный деятель искусств Русской Федерации (2007)
- Программка «Городское путешествие» (Домашний) — Финалист Государственной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Развлекательная программка: образ жизни» (2008)
- Лауреат премии Правительства Русской Федерации в области культуры за цикл литературно-музыкальных концертов для малышей «Забавный профессор» в Концертном зале имени П. И. Чайковского (2011)
- Павел Евгеньевич Любимцев — Финалист Государственной премии в области спутникового, кабельного и интернет-телевидения «Золотой луч» в номинации «Лучший ведущий» (2014)
Аудиокниги
2006
Серия имеет несколько жанровых направлений: «Юмор» — «Наш юмор», «Зарубежный юмор», «Черный юмор»; «Фантастика»; «Ужасы», «Детектив», «Триллер».
- «Фантастика» — «Человек-невидимка» Герберта Уэллса
- «Ужасы» — «Ужас расщелины Синего Джона» Артура Конан Дойла
- «Их юмор» — «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» Марка Твена, «Государственный муж» Бернарда Шоу, «Женитьба бригадира» Артура Конан Дойла
- «Детектив» — «Золотой жук» Эдгара Аллана По
- «Чёрный юмор» — «Гробовщик» Александра Пушкина и «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда
- «Ужасы» — «Номер 249» Артура Конан Дойла
- «Лень читать. Часть 2»:
- «Их юмор» — «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» Марка Твена, «Государственный муж» Бернарда Шоу, «Женитьба бригадира» Артура Конан Дойла
- «Детективы» — «Сапфировый крест» Гилберта Кийта Честертона
- «Ужасы» — «Ужас расщелины Синего Джона» Артура Конан Дойла
- «Фантастика» — «Человек-невидимка» Герберта Уэллса
- «Лень читать. Часть 3»:
- «Чёрный юмор» — «Гробовщик» Александра Пушкина и «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда
- «Ужасы» — «Номер 249» Артура Конан Дойла
- «Наш юмор» — «Дипломат» и «Беззащитное существо» Антона Чехова, «Концерт» Надежды Тэффи, «Знаток женского сердца» Аркадия Аверченко
- «Лень читать. Часть 1»:
- «Наш юмор» — «Сапоги» Антона Чехова, «Ложь» Аркадия Аверченко, «Громоотвод» Аркадия Бухова, «Катенька» и «Раскаявшаяся судьба» Надежды Тэффи
- «Детектив» — «Золотой жук» Эдгара Аллана По
- «Их юмор» — «Вождь краснокожих» О. Генри, «Дядюшка Поджер вешает картину» Джерома Клапки Джерома, «Завтрак» Уильяма Сомерсета Моэма
2008
- «Мои звери» Владимира Дурова (Издатель: СиДиКом, Эксмо)
- «Золотой век детектива. Выпуск 1. „Тайна отца Брауна“» Гилберта Кийта Честертона — Отец Браун (Издатель: 1С-Паблишинг)
2009
- «Хрестоматия по литературе. 2 класс (комплект из 4 аудиокниг MP3)» (при участии Льва Дурова, Людмилы Лубенской и других (Издатель: СиДиКом, Элитайл))
- «Сборник радиопостановок Радио России. Литературные чтения, часть 5» — «Повести Белкина» Александра Пушкина (Издатель: Радио России)
Личная жизнь
Личная жизнь Павла Любимцева закрыта от посторонних глаз. Мужчина, рост которого — 174 см, никогда не был женат и до кончины в 2008 году Берты Львовны жил в одной квартире с ней. Приветы, передаваемые матери из разных уголков мира, были «фишкой» ведущего передачи «Путешествия натуралиста».
Смерть мамы стала большим потрясением для Павла Евгеньевича. Берту Львовну мужчина по-прежнему называет главным человеком в своей жизни. В 2012 году Любимцев попал в больницу с обширным инфарктом. К счастью, актеру удалось восстановиться, благодаря диетам снизить вес на 20 кг, и перенесенное заболевание сейчас почти не сказывается на активности Любимцева.
Главными хобби «натуралиста» выступают работа и книги. Актер никогда не хотел купить машину или поменять квартиру в доме на проспекте Мира на более престижное жилье. Главным своим достоинством Любимцев полагает организованность и продуманность, а основным недостатком — гневливость, унаследованную от отца.
Смысл жизни для Павла Евгеньевича — приносить пользу окружающим. В январе 2019 года на странице в «Фейсбуке» артист рассказал, что 3 года финансирует лечение племянника, заболевшего лейкозом. Спасение родственника привело Любимцева на грань разорения.
Мужчина никогда не хотел эмигрировать, ведь весь спектр его занятий завязан на русском языке. Актер полагает, что эмиграция — крайний шаг, который можно совершить, только если к власти приходит Адольф Гитлер. Если родители увозят жить за границу маленьких детей, они впоследствии становятся чужими и непонятными для отпрысков, разговаривающих и думающих на другом языке.
Режиссёр и сценарист
Театр
Сделал более 60 отрывков и поставил спектакли:
- 1998 — «Жених по доверенности» (по водевилю Ф. А. Жеребцы);
- 2000 — «Как принципиально быть серьёзным» (по комедии Оскара Уайльда);
- 2003 — «Горя страшиться — счастья не видать» (по пьесе-сказке С. Я. Маршака);
- 2006 — «Эмигранты» (по пьесе Славомира Мрожека);
- 2010 — «Два водевиля Владимира Соллогуба» (по пьесе «Сотрудники, либо Чужим хорошем не наживёшься» и водевилю «Беда от ласкового сердца» В. А. Соллогуба);
- 2011 — «Мышеловка» (по пьесе Агаты Кристи);
- 2013 — «Бег» (по пьесе М. А. Булгакова);
- 2014 — «Ночь ошибок» (по пьесе «Ночь ошибок, либо Унижение паче гордости» Оливера Голдсмита).
- 2014 — «Ханума» (по пьесе Авксентия Цагарели).
2014 — «Пир хищников» (по пьесе Жюльена Сибра). Премьера — 19 мая 2014 года (компания выпускников Щукинского института, занятая в этом спектакле называется «Студией «Белоснежный шар»»).
2015 — «Ночь ошибок» (по пьесе «Ночь ошибок, либо Унижение паче гордости» Оливера Голдсмита).