Биография
Стефания Станюта родилась 30 апреля (13 мая) 1905 года в Минске в семье известного белорусского художника М. П. Станюты.
В детстве ей довелось побывать на официальной встрече царя Николая II с белорусским народом.
Обучалась в церковно-приходской школе, потом в Минской женской правительственной гимназии.
С 1918 года работала статисткой, хористкой и танцовщицей в Первом приятельстве белорусской драмы и комедии Ф. П. Ждановича, на базе творческого коллектива которого в 1920 году был образован 1-й Белорусский муниципальный театр (сейчас Государственный академический театр имени Янки Купалы), где продолжала играть. Первую роль Химки сыграла в 16 лет в пьесе «Ганка» В. И. Голубка.
В 1926 году закончила Белорусскую драматическую студию при МХАТ (класс В. Смышляева и С. Гиацинтовой). На базе этого выпуска в Витебске в 1926 году был сотворен 2-ой белорусский муниципальный драматический театр (сейчас Государственный академический драматический театр им. Якуба Коласа), в каком Стефания Станюта игралась до 1932 года.
С 1932 года и до конца собственной жизни Стефания Станюта проработала в Белорусском драматическом театре имени Я. Купалы в Минске. Всего сыграла около 200 ролей.
Война застала труппу театра в Одессе. В Минске у Стефании Станюты осталась семья, но театр ещё длительно находился в Одессе, где актриса была начальником группы самозащиты. После переезда труппы в Томск, вела в лазарете театральный кружок с выздоравливающими бойцами.
В кино начала сниматься в 1958 году.
Стефания Станюта погибла 6 ноября 2000 года. Похоронена в Минске на Восточном кладбище.
Фильмография
- 1958 — Красные листья
- 1958 — Счастье надо беречь
- 1958 — Часы остановились в полночь
- 1959 — Строгая женщина
- 1960/1961 — Первые испытания
- 1964 — Письма к живым
- 1967 — Дом и хозяин
- 1969 — Я, Франциск Скорина… — Аббатисса
- 1970 — Пятёрка отважных
- 1971 — Запрос
- 1971 — Могила льва
- 1973 — Тёща — тётя Маша
- 1974 — Великое противостояние
- 1974 — Мы — хлопцы живучие
- 1974 — Приключение в городе, которого нет
- 1976 — Воскресная ночь
- 1976 — Память земли
- 1976 — Тревожный месяц вересень — Серафима
- 1976/1976 — Время выбрало нас
- 1977 — Воскресная ночь
- 1977 — Воспоминание…
- 1977 — Про Красную Шапочку — Злая бабка
- 1978 — Поговорим брат…
- 1978 — Торговка и поэт
- 1979 — Родное дело
- 1980 — Атланты и кариатиды
- 1980 — Возьму твою боль — жена Шишковича
- 1980 — Половодье
- 1980 — Третьего не дано
- 1981 — Единственные мужчина
- 1981 — Затишье
- 1981 — Оленья охота
- 1981 — О тебе
- 1981 — Люди на болоте
- 1981 — Прощание — Дарья
- 1981 — Родник
- 1982 — Живая радуга
- 1982 — Чужая вотчина
- 1983 — Сад
- 1983 — Белые росы — Киселиха
- 1983 — Плыви, кораблик…
- 1984 — Неизвестный солдат
- 1984 — Отряд
- 1984 — Радуница
- 1984 — Что у Сеньки было
- 1985 — Мама, я жив
- 1985 — Поклонись до земли
- 1985 — Не ходите, девки, замуж
- 1986 — Не забудьте выключить телевизор
- 1986 — Первоцвет
- 1987 — Нетерпение души
- 1988 — Генеральная репетиция
- 1988 — Эти… Три верные карты…
- 1988 — Мудромер
- 1989 — Хочу сделать признание
- 1990 — Мудромер (фильм-спектакль)
- 1990 — Небылицы про Ивана
- 1990 — Плач перепёлки
- 1991 — Царь Иван Грозный — Ануфриевна
- 1991 — Изгой
- 1992 — Цена головы
- 1993 — Истоки
- 1993 — Силуэт в окне напротив
- 1993 — Чёртовы куклы
- 1994 — Времена года
- 1994 — Лето любви
- 1995 — Игра воображения — старуха в шляпе
- 2001 — Курортный роман
Chuvabak — заработал на NFT $23 тыс.
Кто такой Chuvabak. Олег Вдовенко — 34-летний художник-аниматор из Тулы. Начал свою карьеру с художественного оформления видеоигр, а сейчас его NFT-видео успешно продаются на Foundation. За 9 работ Олег заработал 13 ETH или $23 тыс.
Свой первый NFT «WACKY WAR» выставил 4 марта 2021 года на Foundation за 1 ETH или $1,8 тыс. На следующий день его купили на аукционе за 1,89 ETH или $3,5 тыс., что в два раза больше первоначальной стоимости.
12 марта в одной из своих социальных сетей художник заявил, что уходит с площадок NFT. Олег в интервью Forbes рассказывает о том, что ему очень нравится крипто-арт, но сами торги вызывают у него много стресса: «Художник и его работы обесцениваются. Возможно, всему этому нужно дать время на развитие».
Самая дорогая работа. « C-3PO’s revenge» купили за 2,5 ETH или $4575 в марте 2021 года на Foundation. Олег создал это видео в 2020 году в поддержку героя C-3PO из «Звездных войн». В описании к работе Вдовенко указал, что хотел отдать дань уважения герою, который постоянно страдал.
В чем особенность работ. Chuvabak специализируется на видео и иллострациях в жанре ужаса. На Foundation есть серия из трех NFT-видео с монстрами. На них изображены 3 существа: многозубый, с лопающейся головой и разрывающийся пополам монстры. Эти работы — «GERM one», «GERM two» и «GERM three». Вдовенко создал их в 2020 году, а в марте 2021 года продал за 3,2 ETH или $5,8 тыс.
Где выставляет свои работы. На площадках Foundation, Rarible и OpenSea.
Где следить за художником:
ТикТок: chuvabakТвиттер: @chuvabakYouTube: Oleg Vdovenko
Гвоздев Роман Витальевич
Роман Гвоздев. Фото: Фотография предоставлена художником
«Местом своего рождения выбрал г. Владивосток, в ныне далёком 1976 году. Закончил, с отличием, детский сад, затем с горем пополам школу, а заодно факультет истории и философии ДВГУ (ДВФУ). В итоге, поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию по специальности «07.00.07». По этой причине на данный момент не только художник, но и учёный – этнограф, этнолог и антрополог. Тем не менее, рисую гораздо дольше, чем занимаюсь наукой — начал буквально до детсадовского возраста.
Закат. Ослиные уши. Бумага, акварель, белила. 48х62. 2016 год. Фото: Фотография предоставлена художником
Зеленая волна. Бумага, акварель, белила. 48х62. 2017 год. Фото: Фотография предоставлена художником
Пирс на острове Петрова. Бумага, акверель. 48х63. 2018 год.. Фото: Фотография предоставлена художником
Рассвет в Китайской дымке. Бумага, акверель, белила. 49х33. 2016 год.. Фото: Фотография предоставлена художником
Шторм на Набережной. Бумага, акварель, белила. 49х33. 2016 год.. Фото: Фотография предоставлена художником
1 / 5
Не могу никого назвать в качестве своих наставников. Не сложилось. Учился всему сам. Изначально увлекался графикой, как и большинство прямо в школьных тетрадях. Позже освоил масляную технику, движимый, идеей написания реалистичного моря и волн — влияние Айвазовского.
Затем ушёл от реализма в полную изобразительную абстракцию – безответные чувства веская причина сойти с ума. И даже первая персональная выставка под названием «Красная запятая» была именно в этом направлении. Затем были портреты и вновь море. И вот, когда уже почти получилось написать маслом, что хотел, художественные поиски неожиданно привели в акварель. Пришлось многое начинать заново. Но акварель как воронка затянула своей непредсказуемостью, сложными эффектами и вот уже несколько лет продолжает открывать новые грани. Всё это привело к персональной выставке-проекту «Я просто жду свою волну» и, главное, чёткому осознанию себя художником. По-прежнему идеей фикс является написание реалистичного моря, морского прибоя, только уже в технике акварели».
Детство и юность
Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».
Художник Михаил Шемякин
Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.
В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами Ван Гога, Иеронима Босха и Поля Гогена.
Михаил Шемякин в детстве
Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о царе Салтане, зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. И. Е. Репина.
Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.
Михаил Шемякин в молодости
Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.
К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».
Михаил Шемякин
Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям Мориса Дрюона. Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.
Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.
Живопись
Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.
Михаил Шемякин и Юрий Любимов
В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.
Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий
В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.
Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.
Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»
В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.
Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.
Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»
Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.
В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.
Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция
Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.
Творчество
Роли в театре
- 1936 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира Алексеевна
- 1937 — «Соловей» З. Бядули — Алена
- 1939 — «Кто смеётся последним» К. Крапивы — Зелкина
- 1944 — «Примаки» Я. Купалы — Паланея
- 1944 — «Разорённое гнездо» Я. Купалы — Марыля
- 1948 — «День расчудесных обманов» («Дуэнья») Р. Шеридана — Дуэнья
- 1949 — «Особняк в переулке» братьев Тур — Эрна Курциус
- 1956 — «Соловей» З. Бядули — пани Вашемирская
- 1956 — «Госпожа министерша» Б. Нушича — Живка Попович
- 1963 — «Русские люди» К. М. Симонова — Мария Николаевна
- «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Фелицата Антоновна Шаблова
- «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе — Бабушка
- «Простая девушка» К. Л. Губаревича — Анна Петровна
- «Плач перепёлки» И. Г. Чигринова — Рипина
- «Люди на болоте» по И. П. Мележу — Кулина Чернушка
- «Верочка» А. Е. Макаёнка — Арина Родионовна
- «Три Ивана — три брата» А. В. Вольского (Зейделя)— Каргота
- «Скупой» Мольера — Элиза
- «Глупая для других, умная для себя» Лопе де Вега — Диана
- «Игра с кошкой» И. Эркеня — Гиза
- «Двери хлопают» М. Фермо — Бабуля
- «Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Карьера — Мод
- «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву — бабушка Вера
- «Машенька» А. Н. Афиногенова — тётя Мотя
- «Ромео и Джульетта» Шекспира — Кормилица
- «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Рейчел
- «Дочь прокурора» Ю. И. Яновского — Бабушка
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Шарлотта
- «Страсти по Авдею» («Крик на хуторе») В. П. Бутромеева — мама Зуйка
- «Семья» И. Ф. Попова — Вера Васильевна Кашкадамова
- «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — нищенка
- «Последняя жертва» А. Н. Островского — Михевна
Память
- Отпрыск Стефании Станюты Александр издал книжку мемуаров о мамы. 1-ая вышла на белорусском языке в 1994 году, а дополненный вариант — «Жизнь актрисы» — на российском языке — в 2001 году. Также своими мемуарами он делится в интервью: «Вспоминать и возвращаться» и «И я заорал на весь пустой зал: „Мать!“».
- К 105-летию со денька рождения актрисы Александр Станюта издал новый роман «Городские сны», основанный на её личных письмах возлюбленным мужикам: актеру и сотруднику НКВД. Судьба обоих оказалась трагичной: они были расстреляны.
- В память об актрисе 27 марта 2003 года на доме № 19 по проспекту Скорины (Независимости) в Минске была установлена мемориальная доска Стефании Станюты, а 3 ноября этого же года — монумент на Восточном (Столичном) кладбище. Создатель монумента — архитектор Владимир Слободчиков.
- В Купаловском театре организуются вечера памяти Стефании Станюты. В Муниципальном музее истории театральной и музыкальной культуры Беларуси есть комната, посвящённая Стефании Станюте.
- Министерство связи и информатизации Республики Беларусь 13 мая 2005 года ввело в почтовое воззвание марку «100 лет со денька рождения С. М. Станюты», приготовленную издатцентром «Марка» РУП «Белпочта» (живописцы В. Терентьев и Ю. Тореев).
- К 100-летию актрисы был выпущен памятный буклет.
Фильмография
Синематографическая известность Станюты связана, сначала, с фильмом Л. Е. Шепитько и Э. Г. Климова «Прощание с Матерой», в каком она сыграла роль старухи Дарьи.
1958 — Красноватые листья — эпизод
1958 — Счастье нужно сберегать — супруга Никиты
1958 — Часы тормознули в полночь — учительница
1959 — Строгая дама — Катерина
1961 — 1-ые тесты — Ганна
1962 — Звезда на пряжке (киноальманах «Маленькие мечтатели») — дама в черном
1964 — Письма к живым
1966 — Иду находить — эпизод
1967 — Дом и владелец — мама Егора
1969 — Я, Франциск Скорина… — Аббатисса
1970 — Пятёрка отважных — бабушка Кешки
1971 — Запрос (малометражный) — Фенька
1971 — Могила льва — мама Фёдорвея
1973 — И хохот, и неудача (малометражный) — Агрипина
1973 — Тёща — тётя Маша
1974 — Величавое противоборство — Агеиха
1974 — Мы — хлопцы жизнестойкие — Матрена Евсеевна
1974 — Приключения в городке, которого нет — тетя Полли
1976 — Воскресная ночь — старуха
1976 — Память земли — баба Поля
1976 — Тревожный месяц вересень — Серафима
1976-1978 — Время избрало нас — Воронецкая
1977 — Воспоминание… — бабушка Пчелка
1977 — Про Красноватую Шапочку — 1-я злая старуха
1978 — Побеседуем брат… — Дарья
1978 — Торговка и поэт — Мариля
1979 — Родное дело — мама
1980 — Атланты и кариатиды — мама Максима
1980 — Возьму твою боль — супруга Шишковича
1980 — Половодье — Степановна
1980 — Третьего не дано — эпизод
1981 — Единственные мужик — Неонила Степановна
1981 — Затишье — Вера Петровна
1981 — Оленья охота — селянка
1981 — О для тебя — Ксюша Александровна
1981 — Люди на болоте — знахарка
1981 — Прощание — Дарья
1981 — Источник — Ефросинья Ильинична
1982 — Жива радуга — бабушка Миши
1982 — Чужая вотчина — Мондриха
1983 — Сад — старуха, приютившая Машу
1983 — Белоснежные росы — Киселиха
1983 — Плыви, кораблик… — Анна Николаевна Полунина
1984 — Неведомый боец — Антонина Васильевна Бокарева
1984 — Отряд — старуха
1984 — Радуница — Христина
1984 — Что у Сеньки было — бабка Вера
1985 — Мать, я живой — Домна Филипповна
1985 — Поклонись до земли — Мария
1985 — Не ходите, девки, замуж — Михеевна
1985 — Холода сначала весны (малометражный) — бабушка Виктора
1985 — Экзамен на директора — Клавдия Петровна
1986 — Не забудьте выключить телек — Калерия Павловна
1986 — Первоцвет — бабушка
1987 — Нетерпение души — мама Лепешинского
1988 — Генеральная репетиция — Няня
1988 — Эти… Три верные карты… — графиня
1988 — Мудромер — Екатерина Антоновна Загменная
1989 — Желаю сделать признание — Ганна Шкурко
1990 — Мудромер (фильм-спектакль) — Загменная Екатерина Антоновна
1990 — Небывальщины про Ивана — старуха
1990 — Войди в каждый дом — эпизод
1990 — Плач перепёлки — эпизод
1990 — Страсти по Авдею (фильм-спектакль) — мама Зуйка
1991 — Правитель Иван Суровый — Ануфриевна
1991 — Изгой — Ганка
1992 — Стоимость головы — нищенка
1993 — Истоки
1993 — Силуэт в окне напротив — тёща
1993 — Чёртовы куколки — старушка с намибийскими
1994 — Времена года
1994 — Лето любви — Стефания
1995 — Игра воображения — старуха в шапке
2001 — Курортный роман — эпизод
Михаил Шемякин сейчас
В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра. Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки, возводит памятники.
Скульптора Михаила Шемякина «Царская прогулка»
Талант Шемякина многогранный. Памятник Петру I работы мастера стоит в Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета «Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.
Михаил Шемякин в 2018 году
У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.
В «Инстаграме» есть страница петербургского Центра Михаила Шемякина, где анонсируются мероприятия с его участием.
Награды
- 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
- 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
- 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
- 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
- 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
- 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
- 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
- 1997 – Президентская премия
- 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
- 2001 – Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
- 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
- 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
- 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
- 2009 – Орден Дружбы
- 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»
Память
- Сын Стефании Станюты Александр издал книгу воспоминаний о матери. Первая вышла на белорусском языке в 1994 году, а дополненный вариант — «Жизнь актрисы» — на русском языке — в 2001 году. Также своими воспоминаниями он делится в интервью: «Вспоминать и возвращаться» и «И я закричал на весь пустой зал: «Мама!»
- К 105-летию со дня рождения актрисы Александр Станюта издал новый роман «Городские сны», основанный на её личных письмах любимым мужчинам: актеру и сотруднику НКВД. Судьба обоих оказалась трагичной: они были расстреляны. В книге есть глава, посвященная мужу актрисы Александру Кручинскому. В годы войны он вместе с сыном Александром оказался в оккупации. Актриса же была в эвакуации в Томске, куда попала во время гастролей театра.
- В память об актрисе 27 марта 2003 года на доме № 19 по проспекту Скорины (Независимости) в Минске была установлена мемориальная доска Стефании Станюты, а 3 ноября этого же года — памятник на Восточном (Московском) кладбище. Автор памятника — скульптор Владимир Слободчиков.
- В Купаловском театре организуются вечера памяти Стефании Станюты. В Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Беларуси есть комната, посвящённая Стефании Станюте.
- Министерство связи и информатизации Республики Беларусь 13 мая 2005 года ввело в почтовое обращение марку «100 лет со дня рождения С. М. Станюты», подготовленную издатцентром «Марка» РУП «Белпочта» (художники В. Терентьев и Ю. Тореев).
- Также к 100-летию актрисы был выпущен памятный буклет.
Личная жизнь
Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.
Михаил Шемякин и его жена Сара де Кэй
Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с Владимиром Высоцким. Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.
По словам Шемякина, женщина восприняла рекомендацию буквально и связала с ним жизнь. Вместе пара более 20 лет.
Шрамы Михаила Шемякина
Шрамы на лице и теле Михаила Шемякина, по его словам, стали следствием ожоговой травмы на литейном заводе. Ходят слухи, что художник нанес раны сам под воздействием алкоголя.
Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.