Бунт против системы: разбор фильма «доживем до понедельника»

Когда тебя понимают: как сегодня живет школа, где снимали «доживем до понедельника»

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Доживем до понедельника”. Картина рассказывает о трех днях из жизни обычных девятиклассников, учащихся средней школы.

Однажды в школу приходит новый преподаватель английского языка – юная Наталья Сергеевна Горелова

Ее внимание привлекает давний знакомый, бывший классный наставник Илья Семенович Мельников. Его уважают и ученики, и преподаватели, но сам он, похоже, переживает сильный внутриличностный кризис

Роль Натальи Сергеевны Гореловой исполнила Ирина Печерникова, Герман Качин в роли учителя физкультуры Игоря Степановича. Кадр из фильма.

Мельников, красивый, еще не старый мужчина, фронтовик, чувствует, что жизнь, смысла которой он так и не постиг, проходит мимо. Идеалы юности остались невоплощенными, мир кажется ему несовершенным, а ученики – неблагодарными. Юная Наталья давно любит своего сумрачного коллегу, но он на ее пылкие чувства ответить не может. Чувства старшей коллеги, завуча и учительницы русского языка и литературы Светланы Михайловны, которая отчаянно ревнует его к молодой привлекательной преподавательнице английского языка, тоже не находят отклика в его сердце.

Начав преподавать у девятиклассников, Наталья потихоньку знакомится и с ребятами. Юноши и девушки, уже почти совсем взрослые, то умиляют ее искренностью чувств, то пугают странными идеями. Один из ребят, поэт и бунтарь Гена, влюблен в смазливую одноклассницу Риту, но той больше нравится харизматичный красавчик Костя.

В четверг один из учащихся приносит в живой уголок ворону, которая каким-то образом оказывается в классе. Наталье удается организовать ребят для поимки птицы, да и сама она принимает в процессе весьма активное участие. За нарушение субординации она получает выговор от Мельникова и после этого резко меняет свое отношение к школьникам. Восприняв это как предательство, девятиклассники бойкотируют ее следующий урок.

В пятницу, после бойкота, Наталья извиняется перед классом и ребята легко прощают ее. А на уроке русского языка случается конфуз. Светлана Михайловна устроила разбор сочинения ученицы и раскритиковала ее за то, что та, выбрав для сочинения отчасти свободную тему о счастье, написала, что лично она будет счастлива только в том случае, если полюбит и создаст с избранником семью.

Вячеслав Тихонов в роли Ильи Семёновича Мельникова, а Нина Меньшикова в роли Светланы Михайловны. Кадр из фильма.

Разгадка такого поведения преподавателя проста: она несчастлива в личной жизни и даже не надеется встретить взаимность у того, кто ей мил. Но ребята этого не понимают и с юношеской жестокостью устраивают учительнице разнос. Сочинение сдают не все – в том числе и Гена, у которого своя трактовка понятия счастья: к концу урока юноша пишет одну-единственную строчку: “Счастье – это когда тебя понимают”.

Тем временем Илья Семенович идет к директору школу, старинному приятелю и однополчанину, и в сердцах сообщает, что хочет уйти из школы. Тот уговаривает друга уйти на время – в отпуск.

После классного собрания Гена приглашает Риту на серьезный разговор. Девушка прямо говорит ему, что ответить на его чувства не может. На это парень троллит ее, убеждая, что ему прекрасно живется и в состоянии влюбленности. Ближе к финалу картины, поздним вечером, воспользовавшись тем, что сторож дремлет, Шестопал ворует из учительской сочинения одноклассников и устраивает им “аутодафе”…

Слишком красивый актер

«Мы знали, что в фильме снимаются потрясающие актеры, даже несколько раз видели некоторых из них. Например, Тихонова, Телегину — она репетировала одну сцену возле столовой, в которой ее героиня моет полы. Еще видели Печерникову. Она гримировалась в учительской, надевала короткий парик, так как волосы у нее были длинные. Помню свои впечатления от этой актрисы: такая миниатюрная, красивая», — делится Лариса Бобович.

Вячеслав Тихонов мог не появиться в фильме. Против его кандидатуры выступал Георгий Полонский. Суперзвезда Тихонов казался сценаристу слишком красивым и благополучным — в роли историка с душевным надломом и сложным характером он видел кого-то постарше или хотя бы менее привлекательного внешне. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим.

Тихонов поначалу и сам не хотел участвовать. Он стал одним из первых, кому Ростоцкий предложил сняться в его новом фильме «на современную тему», — по дружбе. «Если ты мне друг — ты должен играть», — сказал он, и Тихонов согласился, хотя поначалу счел роль мелкой, серой и неинтересной.


Вячеслав Тихонов в фильме «Доживем до понедельника» / Александр Сидоров, учитель истории и обществознания в старших классах

Нервы директора

«Когда фильм вышел, нас поразило, насколько он правдивый. Все проблемы, казалось, были из нашей жизни. В фильме молодая учительница английского приходит работать в свою школу, где работает историк, в которого она была влюблена в старших классах. А у нас был мальчик, влюбленный в молодую учительницу. Кстати, у них все хорошо сложилось: они поженились, когда он закончил школу», — рассказывает завуч старших классов Лариса Бобович, которая во время съемок фильма училась в этой же школе в восьмом классе.

На экран ни она, ни ее одноклассники не попали: кино снимали в основном во внеучебное время, чтобы не мешать. Дети в массовых сценах — не ученики школы, их привозили специально для съемок. Кроме того, далеко не все делали в школе, многие сцены — в павильонах.

Для съемок задействовали спортивный и актовый залы, а также переход из одной части здания в другую. Помните дождь, который идет за окнами актового зала, пока герой Тихонова играет на пианино, слушая нотации героини Нины Меньшиковой — завуча Светланы Михайловны? Природное явление имитировали, поливая школу снаружи из пожарных шлангов. Эта сцена стоила директору немалых нервов: он очень переживал за новое здание, боялся, что его испортят.

50 лет спустя

Сегодняшние ученики гордятся историей школы, которая началась со съемок культового отечественного фильма. Почти все смотрели «Доживем до понедельника». И даже те, кто не делал этого, знают, что картину снимали именно здесь, благодаря музею.

Полина из шестого класса «З» говорит, что «Доживем до понедельника» ей показал папа. Он не предупреждал девочку, что фильм снимали в ее школе, и это стало приятным сюрпризом. Картина ей очень понравилась, Полина нашла в ней даже некоторые параллели со своей школьной жизнью.

«Я думаю, что фраза “Счастье — это когда тебя понимают” должна быть девизом каждой школы. Потому что у каждого бывают проблемы, трудности, которыми надо поделиться. А если у человека есть наставник, он может поделиться ими — и ему помогут. У нас в школе именно так», — уверен Валентин из восьмого «Л».

На уроках литературы здесь часто пишут сочинения на пространные темы, как в фильме. Но работы учеников никогда не приводят к школьным ЧП.

«Бывают сочинения на важные философские темы. Например, недавно писали, в чем смысл жизни. И про счастье тоже как-то писали. На мой взгляд, счастье — это когда все мои близкие здоровы, все вокруг меня рады, а я радую их. И когда не возникает конфликтов», — уверена Юля из девятого «Д».

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на “Доживем до понедельника”:

  • “Большая перемена” (СССР, 1972 год). В вечернюю школу, в 9 “А” класс приходит молодой учитель Нестор Петрович. Юный, неопытный и очень искренний, он вскоре становится любимцем учеников, многие из которых гораздо старше него.
  • “Расписание на послезавтра” (СССР, 1979 год). Антонина Сергеевна, учительница литературы, приходит работать в элитный физико-математический лицей и поражается царящим там устоям.
  • “Дневник директора школы” (СССР, 1975 год). Фильм рассказывает о директоре школы, который по совместительству является настоящим педагогом.
  • “Учитель на замену” (США, 2011 год). Молодой человек работает учителем на замену в школе для детей из неблагополучных семей. Ему удается найти общий язык со старшеклассниками.
  • “Вверх по лестнице, ведущей вниз” (США, 1967 год). Юная мисс Бэрретт, горя желанием изменить мир к лучшему, сразу после окончания школы приходит работать в колледж.

Автор статьи
Серафима Вишняк Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Отличная статья!4Нет…

Новые темы и новая школа

На излете оттепели, в 1967 году, Станислав Ростоцкий начал работу над фильмом о жизни современной советской школы. Позади были мелодрама с любовным треугольником «Дело было в Пенькове», героическая военная драма «На семи ветрах», экранизация «Героя нашего времени», отмеченная призом на кинофестивале в Сан-Себастьяне.

С колхоза, фронтового госпиталя и кавказской крепости режиссер перевел свой взгляд на учительскую, классную комнату и спортзал. И оказалось, что в этих декорациях могут разворачиваться не менее серьезные события. Вчерашние дети впервые задумываются о справедливости и восстают против учителей, которые относятся к своей работе слишком формально.

Для съемок «Доживем до понедельника» Ростоцкий выбрал новый развивающийся район Москвы — Северное Медведково. Первоначально основной площадкой должна была стать школа № 274. Но она только открылась, образовательный процесс еще не был налажен, поэтому ее директор киношникам отказал. Выбрали другую, постарше, которая к началу съемок работала уже год. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью дал согласие — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.

Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя во всей стране. Для молодой школы № 234 эти слова стали девизом. Девиз актуален и сейчас, когда учебное заведение входит в состав Первого московского образовательного комплекса, включающего в себя несколько образовательных организаций — от дошкольных групп до колледжа. Простую истину помнят в каждой из них — так говорит директор Первого МОК Юрий Мироненко.

Один из примеров таких пространств — музей, посвященный фильму «Доживем до понедельника». Это просторное помещение, прилегающее к одному из школьных коридоров, с мягкими пуфами, большим экраном, на котором показывают фильм, и уголком с экспонатами того времени: старыми школьными альбомами, чернильницами и знаменами. Стены декорированы цитатами и кадрами из фильма, а также современными снимками. Так создатели музея хотели показать преемственность разных поколений.

«Мы проводим аналогию между тем, что было в нашей школе в 1960-х годах, и тем, что есть сегодня. Важные вещи были заложены тогда, глубокие традиции. Все они основываются на том, что это школа, где тебя понимают», — пояснила Наталья Александрова, педагог-организатор.

Смысл фильма

Станислав Ростоцкий первым показал школьную жизнь без прикрас – то есть без идеализированной ретуши. В центре сюжета – старшеклассники, мечтающие не только о хороших отметках, но и о любви. Один из главных героев картины, Илья Семенович Мельников – прекрасный историк. Красивый и статный, он холоден ко всему, что происходит вокруг. Когда в школу приходит молодая, живая Наталья Сергеевна, его бывшая ученица, она сразу становится любимицей класса. И Мельников понимает, что он – уважаемый учитель, а не любимый… А ему, несмотря на то что он со всеми держит ледяную дистанцию, все-таки хочется любви и признания.

Многие называют “Доживем до понедельника” прекрасной картиной о школе. Действительно, тема отношений учителей и учеников – одна из самых важных здесь, но суть фильма все-таки не в этом.

Кадр из фильма.

Основной сюжетной линией ленты Ростоцкого все-таки является невысказанное, щемящее душу чувство. Наталья любит Мельникова со школьной скамьи, а он… Многим зрителям кажется, что он ее чувство не разделяет. Другие уверены, что он тоже любит ее, но боится общественного порицания. И действительно, чем лучше присматриваешься к герою Тихонова, тем сильнее убеждаешься, что так оно и есть.

Илья Сергеевич не торопится любить. Холодный рассудок подсказывает ему, что большая разница в возрасте и общее прошлое вызовут у коллег непонимание и осуждение. Эту мысль, которая только сумрачно бродит в его голове, высказывает (и словами и поведением) третья сторона этого любовного треугольника – “русичка” Светлана Михайловна, пенявшая ученице за ее мнение о счастье.

Он понимает, что теперь уже не является ее частью и поэтому решает остаться – он историк, он обязательно научит ребят думать самостоятельно, а не бездумно принимать чужое мнение. А значит, выйдя из школы, они построят другую систему, которая будет базироваться на совершенно иных ценностях.

“Доживем до понедельника” – фильм об обреченности тоталитарных ценностей, о необъективности общественного мнения и одновременно – о вере в лучшее. В практически открытом финале видна надежда на “спадение оков” и пресловутое “светлое будущее”. Однако, с учетом того, что эти ребята – гипотетические отцы и матери шестиклассников из “Гостьи из будущего”, которые в свою очередь грезили о “Прекрасном далеке”, концовка картины кажется не столько теплой, сколько щемяще-грустной…

Споры с Госкино

Сегодня это кажется странным, но фильм мог не увидеть свет. Отправив в Госкино сценарий, написанный в соавторстве с молодым сценаристом Георгием Полонским — по первому образованию, кстати, педагогом, Ростоцкий так и не дождался ответа. И с одобрения директора Киностудии имени Горького начал съемки на свой страх и риск. Картину создали в рекордно короткие сроки — за три с половиной месяца.

История о школьном учителе истории, вставшем на сторону ученика в конфликте с завучем, показалась Госкино слишком острой. Съемки пытались запретить, но к тому моменту фильм был уже готов.

После длинной беседы режиссеру предложили внести в картину 28 поправок. Ростоцкий согласился на три, остальное удалось отстоять. Самая серьезная купюра была сделана в сцене, где герой Тихонова говорит директору: «…Можно написать кляузу на соседа. Можно переписать учебник. Но души-то у них не бумажные!» В итоговом варианте фраза про учебник превратилась в нейтральное «Можно переписать диссертацию».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Movie time
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: