Сумбатов южин биография фото

Бюст Уильяма Шекспира

Кумиром для Александра Ивановича был Уильям Шекспир. От артиста Малого театра Ивана Самарина ему достался небольшой гипсовый бюст драматурга. А самому Самарину этот бюст преподнесли поклонники во время бенефиса, когда он играл в одной из комедий, написанной великим бардом.

Сумбатов-Южин сыграл в 16 спектаклях по Шекспиру: он перевоплощался в Гамлета, Яго, Отелло, Макбета, Ричарда III, Кориолана.

Кстати, Александр Иванович тоже писал пьесы. Его «Листья шелестят» и «Измена» играли не только в Москве (в разных театрах), но и в провинции. В своих произведениях он касался современных, актуальных тем — писал и о феминизме, и о новых, зарождающихся политических партиях, и о многом другом.

Экскурсия: Музей-квартира директора Малого театра А.А. Сумбатова-Южина Код экскурсии: 11205

Студенческая песенка конца XIX века рассказывала об одном районе Москвы: «Есть в столице Москве один шумный квартал — он Козихой Большой прозывается. От зари до зари, лишь зажгут фонари, вереницей студенты шатаются, А Иван Богослов, на них глядя без слов, с колокольни своей улыбается».

Район между Спиридоновкой и Тверской улицами был излюбленным местом жительства московской профессуры, художественной интеллигенции, студенчества. Это и сейчас своеобразный эпицентр театрально-редакционной жизни Москвы. Переулки между Бронной, Тверской и Патриаршими прудами хранят множество историй о знаменитых обитателях: актерах Фаине Раневской и Сумбатове-Южине, композиторе А.Гречанинове, художнике А.Лентулове. В это путешествие нас зовет сама Марина Цветаева, жительница Трехпрудного переулка: «Ты, чьи сны еще непробудны, Чьи движенья еще тихи, В переулок сходи Трехпрудный, Если любишь мои стихи. О, как солнечно и как звездно Начат жизненный первый том, Умоляю – пока не поздно, Приходи посмотреть наш дом».

Семейный дом Цветаевых не сохранился, его сменил кооперативный дом «Творчество», где жила знаменитая певица Изабелла Юрьева. Рядом с местом цветаевского дома мы увидим дом Гончаровых: отца – архитектора Сергея Гончарова и его талантливой дочери-художницы Натальи Гончаровой. Неподалеку – старинный деревянный усадебный дом, приютивший в 1920-е годы семью поэта Ильи Сельвинского и доходный дом, где некоторое время жила пианистка Мария Вениаминовна Юдина, непредсказуемая, блистательно талантливая.

С 1892 по 1927 год в доме на углу Палашевского и Трехпрудного переулков в двенадцати комнатной квартире прожил А.И.Сумбатов-Южин. Князь и артист был необыкновенно отзывчив и гостеприимен. В его доме всегда завтракали, обедали или ужинали гости, даже в послереволюционные годы. Кто только ни бывал в этой квартире! Приглашаем и вас на экскурсию по мемориальной квартире А.И.Сумбатова-Южина – филиалу Малого театра.

Князю А.И.Сумбатову, красавцу с невероятным темпераментом, было 25 лет, когда он дебютировал в роли Чацкого под псевдонимом Южин на сцене Малого театра. И до конца жизни он остался верен этому театру, возглавив его. Он был в нем актером, заведующим труппой, режиссером, директором, драматургом и служил этому театру всей своей жизнью. Горделивое именование Малого театра – «второй Московский университет» — было завоевано великими предшественниками Сумбатова-Южина и поддержано им самим.

«Ты был нашим вождем, рыцарем нашего театра, нашим защитником и нашим другом. Гениальные артисты и артистки были, есть и будут в нашей стране, но таких, которые бы отдали всю любовь, весь талант, всю жизнь на служение искусству, на утверждение его высокого значения, его великой силы для народа и на защиту прав, достоинства и чести актера, таких среди нас немного, и ты был одним из первых». (А. А. Яблочкина).

​«А.П. ЛЕНСКИЙ, А.И. СУМБАТОВ-ЮЖИН И ТЕАТР ИХ ВРЕМЕНИ»

26 октября в Мемориальной квартире А.И.Сумбатова-Южина прошла научная конференция, приуроченная к 170-летию со дня рождения Александра Павловича Ленского (1847 – 1908) и 160-летию со дня рождения Александра Ивановича Сумбатова-Южина (1857 – 1927).

Конференцию открыл заместитель художественного руководителя Малого театра, ректор ВТУ им. М.С. Щепкина Борис Николаевич Любимов (запись его выступления мы предлагаем вниманию посетителей сайта).

Провели конференцию сотрудницы Творческо-информационного центра Малого театра главный хранитель фондов Надежда Васильевна Телегина и заведующая Мемориальной квартирой А.И. Сумбатова-Южина Вера Валерьевна Тарасова.

Участники конференции выступили со следующими докладами:

Ифтодий Юлия Игоревна, Старший научный сотрудник ГЦТМ им. А.А.Бахрушина – А.П. Ленский: актер, режиссер, человек (письма к жене)

Гачева Анастасия Георгиевна, Заведующая отделом музейно-экскурсионной работы Библиотеки № 180 (Музей-библиотека Н.Ф.Федорова), доктор филологических наук — «Тайна братства скрывается в отцах». А.П. Ленский и Н.Ф. Федоров

Андриенко Анна Валерьевна, Внештатный сотрудник журнала «Современная драматургия», журналист — В.Я. Брюсов и Малый театр

Шалимова Нина Алексеевна, Профессор ГИТИСа, доктор искусствоведения — А.П. Ленский и А.И. Южин во главе труппы: к проблеме творческого руководства

Бронникова Елена Владимировна, Главный специалист РГАЛИ, кандидат исторических наук — Спектакли Малого театра по произведениям И.С. Тургенева с участием А.И. Южина («Дворянское гнездо», «Месяц в деревне»)

Телегина Надежда Васильевна, Главный хранитель фондов Творческо-информационного центра ГАМТ России — А.И. Южин и А.А. Остужев: В театре и в жизни

Корф Александр Юрьевич, Заместитель начальника отдела переводов УКС «Металлоинвест», кандидат философских наук — Об А.И. Сумбатове-Южине вспоминает его племянница М.А. Богуславская

Липатова Мария Валерьевна, Старший научный сотрудник ГЦТМ им. А.А.Бахрушина — Выставка «А.И. Южин (1857 — 1927)» в 1927 г. Попытка реконструкции

Полтавская Галина Михайловна, Заслуженный работник культуры РФ, театровед — История создания мемориальной квартиры князя Александра Сумбатова-Южина

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, Лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов, театровед — Московские адреса актеров Малого театра

Малый театр благодарит всех участников конференции за отклик и замечательные доклады.

Бюст Александра Южина

Также в мемориальной квартире хранится бюст самого Александра Сумбатова-Южина скульптора Николая Андреева. Он же изготовил и знаменитый памятник Александру Островскому около Малого театра. Кстати, именно Сумбатов-Южин был одним из инициаторов его установки. Деньги собирали всем миром. К 1917 году скопилось 50 тысяч — по тем временам сумма вполне приличная. Однако дело затянулось, памятник у стен театра появился только в 1929-м, спустя два года после смерти Александра Ивановича.

Самого Сумбатова Николай Андреев изобразил в уже зрелом возрасте. Здесь Южин — директор Малого театра, человек, который руководит им в самые сложные исторические периоды.

Драматургическая деятельность

  • 1878 — написал Первую пьесу «Громоотвод».
  • 1880-1881 — затем последовали «Дочь века» и «Листья шелестят».
  • В 1883 — была запрещена к представлению пьеса Сумбатова «Сергей Сашилов», где автор коснулся вопроса о праве сельских сходов ссылать своих односельчан в Сибирь на поселение.
  • В 1884 — написал комедии «Муж знаменитости» и историческая хроника «Царь Иоанн IV», в 1886 — «Арказановы», в 1888 — «Цепи». Следующие три пьесы — «Старый закал», «Джентльмен», «Закат» — появляются одна за другой после семилетнего перерыва писательской работы и выгодно отличаются, по приемам письма, от первых пьес.
  • В 1901 — вышло его собрание сочинений в трех томах.

«К 250-летию русского театра» А.И.Сумбатов-Южин СЛОВО М.Н.ЕРМОЛОВОЙ 2 МАЯ 1920 ГОДА

«К 250-летию русского театра»
А.И.Сумбатов-Южин
СЛОВО М.Н.ЕРМОЛОВОЙ 2 МАЯ 1920 ГОДА

«Слово» Южина было произнесено в качестве приветствия от Малого театра в начале юбилейного чествования великой актрисы, первой получившей звание «российской народной артистки»; со слов А.В. Луначарского известно, что данное звание было в связи с предстоявшим юбилеем Ермоловой установлено по инициативе В.И. Ленина, который присутствовал на юбилейном вечере в Малом театре и поднялся первым, чтобы приветствовать Марию Николаевну.
Ввиду отъезда наркома по просвещению Луначарского постановление Совнаркома было оглашено членом Коллегии Наркомпроса О.Ю.Шмидтом. Взволнованная Ермолова с громадным подъемом ответила: «Я глубоко горжусь честью, которая мне оказана этим подношением, и глубоко тронута тем именем, которым вы меня называете. Всю свою душу Малый театр отдавал народу, и всегда стремились к нему и он и я. И до конца дней мы всегда принадлежим народу».
Сегодня Малый театр празднует свою золотую свадьбу с вами. Вы отдали ему вашу великую душу полвека назад по высокому влечению и беспредельной любви и всю вашу жизнь были его силой, его светом и его счастьем. Ни на одно мгновение вы не изменили ему не только делом, но и мыслью. Всецело отрешившись от всей своей личной жизни, вы жили его радостями и его горем, его стремлениями и достижениями.
Эта глубокая и неразрывная связь росла и крепла с каждым днем. Та любовь, которая породила этот светлый союз, разгоралась все ярче и ярче, как ясная заря разгорается в прекрасный летний день. Много тяжелых черных туч, находивших на Малый театр, разгоняли солнечные лучи вашего творчества, ваше подвижничество гениальной художницы, ваше отречение от себя, ваше полное слияние с делом нашего театра, который в вас нашел свое высшее выражение.
Вы не один ваш гений отдали Малому театру и через него всему русскому искусству, вы отдали ему все ваше сердце без раздела, и вот почему невольно хочется назвать браком ваше полувековое самоотверженное служение Малому театру, а сегодняшнее празднество — золотою свадьбою. Он был всю вашу жизнь не только вашим алтарем, но и вашим очагом. На алтаре вы поддерживали чистый и пламенный свет красоты, правды и свободы, на очаге — согревающий душу огонь великой любви.
Нет слов высказать все, что мы переживаем за прошлое и настоящее, наше солнце, наша радость, наш великий друг и сестра. Сегодня мы вам приносим ту же силу любви, какую вы принесли нашему театру.

Костюм Сумбатова-Южина

На почетном месте за стеклом хранится подлинный костюм Александра Ивановича, в котором он выходил на сцену в роли Ричарда III (1897). Это была одна из его лучших ролей шекспировского репертуара.

У него была своеобразная манера игры: многие критики отмечали, что она слишком романтично приподнятая. По их мнению, это подходило не ко всем героям. Однако об исполнении роли Ричарда III писали восхищенные отзывы. Например, известный критик Василий Флеров говорил о том, что Ричард — образ, сделанный от и до, потрясающе воздействующий на публику.

Актер Александр Ленский, который играл Ричарда до Сумбатова-Южина, искал в злобном персонаже положительные стороны, искал сцены, где он мог бы проявить свое обаяние. Ленский был убежден: злодей не может злодействовать каждую минуту своей жизни. Но Сумбатов-Южин был иного мнения: надо показать зрителю, что это абсолютно отрицательный герой. Во время одного из спектаклей Сумбатов-Южин вдруг прервал монолог Ричарда и начал смеяться отрывистым, каркающим смехом. У присутствующих в зале по коже побежали мурашки. Тот же Флеров писал: «На нас повеяло откровением со сцены». Он имел в виду, что именно так должен был смеяться Ричард.

Сумбатов-Южин не прекращал работу над образами и во время представлений.


Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Разное

  • Князь (Правитель Гурии).
  • Южин создал свой стиль игры в трагедии, в романтической драме, в драме современной и в комедии.
  • Дружил с такими видными деятелями армянской культуры, как Габриел Сундукян, Петрос Адамян, Ованес Туманян, Ширванзаде, Ованес Абелян и др.
  • Умер в Ницце, похоронен в Москве.
  • Фото присланы К.К. Авакяном.

Память

Мемориальная доска

Установлена по адресу: г. Москва, Большой Палашевский переулок, дом 5/1, строение 1. Мемориальная квартира А.И. Сумбатова-Южина.

Надпись: В этом доме с 1892 по 1927 год жил и работал Народный артист РСФСР Александр Иванович Южин-Сумбатов.

Происхождение рода Сумбатовых

Род князей Сумбатовых происходит от владетелей Малой Армении. Род этот показан в списке карталинских князей, приложенном к трактату, заключенному 24 июля 1783 г. с грузинским царем Ираклием II, и в высочайше утвержденном 6 декабря 1850 г. именном посемейном списке княжеским родам Грузии. Высочайше утвержденным 30 октября 1816 г. мнением Государственного совета признаны в княжеском достоинстве капитан Григорий Никитич и титулярный советник Иван Степанович Сумбатовы. (Армянские титулованные роды в Российской империи // Любимов С.В. Титулованные роды Российской империи: Опыт подробного перечисления всех титулованных российских дворянских фамилий, с указанием происхождения каждой фамилии, а также времени получения титула и утверждения в нем / Гос. публ. ист. б-ка России. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 368 с.: ил. С.82 – 83).

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.219, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Большая русская биографическая энциклопедия. (3 CD)
  • Галлерея мастеров Малого театра, М., 1935. OCR Biografia.Ru
  • Биография.РУ
  • Архивы Российской академии наук
  • Great Armenian
  • Сумбатов Александр Иванович

Здание, экспозиция и коллекция

Первый музей А. П. Чехова (1860 — 1904) в Москве был создан по инициативе семьи писателя: 25 апреля 1912 года при библиотеке Румянцевского музея открылась Чеховская комната. В 1921 году музей получил обособленный статус, но отдельного здания, где могла бы разместиться полноценная экспозиция, выделено не было. При этом продолжалась собирательская, экспозиционная и научная работа. В 1934 году значительная часть чеховской коллекции была передана Государственному литературному музею, а в 1954 году одним из его отделов стал «Дом-музей А. П. Чехова» на Садовой-Кудринской улице.

На сегодняшний день Гослитмузей обладает вторым по величине и значимости чеховским собранием в мире после Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.

В этом каменном двухэтажном флигеле, построенном в 1874 году, который Чеховы арендовали у известного врача Я. А. Корнеева, писатель жил с 27 августа 1886 года до отъезда на остров Сахалин в апреле 1890 года.

Именно здесь были написаны пьесы «Иванов», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Трагик поневоле», «Татьяна Репина»; повести «Степь», «Огни», «Скучная история», многие рассказы.

В «доме-комоде», как называл его сам Чехов, бывали литераторы, художники, артисты, музыканты: В. Г. Короленко, В. А. Гиляровский, А. С. Суворин, Д. В. Григорович, А. Н. Плещеев, И. И. Левитан, Ф. О. Шехтель, П. И. Чайковский, А. И. Сумбатов-Южин, В. И. Немирович-Данченко.

В мемориальном пространстве дома, восстановленном по рисункам и воспоминаниям брата и сестры писателя, несложно представить уклад небогатой семьи, основным доходом которой была литературная работа Антона. В залах литературной экспозиции можно понять, как постепенно из автора «малой прессы» появился писатель «большой» литературы.

В кабинете особый интерес представляют предметы — свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных — в строго отведённое время с 12-ти до 3-х. Остальное же время, как он отмечал, было отдано литературно-артистической молодёжи.

В музее представлены прижизненные издания Чехова, раритетное собрание фотографий писателя и его окружения, предметов из чеховской семьи, коллекция театральных афиш и фототипий.

Фотография Александра Сумбатова-Южина

Сумбатова-Южина засняли в его гримерке в Малом театре. Он здесь в роли виконта Болингброка из спектакля «Стакан воды» по пьесе французского драматурга Эжена Скриба (1915). Постановка имела огромный успех у зрителей. Критики писали, что мимика и жестикуляция актера выше всяких похвал.

А когда он произносил какую-либо фразу, то делал небольшую паузу, во время которой словно обдумывал сказанное, а потом или улыбался, или хмурился — это зависело от ситуации. Персонаж получился очень интересным. В газетах писали: образ, созданный Сумбатовым-Южиным, гораздо интереснее того, каким его представил в своей пьесе сам автор.


Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Убранство этой гримерной решили восстановить здесь, в квартире, то есть в комнате, которая когда-то была спальней Александра Ивановича.

А в настоящую его гримерку в театре можно попасть во время экскурсий. Сама комната сохранилась, но уже с другим интерьером.

Примечания

  1. Южин Александр Иванович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 123 Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 5 — М.: Советская энциклопедия, 1967, 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
  3. Южин Александр Иванович // Экслибрис — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — С. 365. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 30).
  4. Южин-Сумбатов // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. — 2020.
  5. Дворянские роды Росс. Империи том 4. Сумбатов Александр Иванович
  6. Валерий Брюсов, Дневники Биографическая Проза Письма, Олма Пресс, Москва, стр. 413
  7. Собрание сочинений, К. С. Станиславский, стр.282
  8. Megabook Южин Александр Иванович в энциклопедии Кирилла и Мефодия
  9. Рыцарь Малого театра ‑ Александр Иванович Сумбатов-Южин, Ю.A. Дмитриев
  10. Малый Театр, АЛЕКСАНДР СУМБАТОВ-ЮЖИН: ВЕЛИКИЙ КОРОНОНОСИТЕЛЬ МАЛОГО, Наталья Пашкина, «Общество и здоровье», № 5 2007 Архивная копия от 21 декабря 2014 на Wayback Machine
  11. Литературно-художественный кружок «Среда» Н. Д. Телешова
  12. Москва. Ложа Возрождение
  13. Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 1224 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Movie time
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: