Выставки[править | править код]
- 1922 г. — «Мир искусства» (показал серию «Портреты»)
- 1925 г. — Международная выставка художественно-декоративного искусства (Париж)
- 1927 г. — «Искусство книги» (Лейпциг)
- 1927 г. — «Мир искусства» (Париж)
- 1927 г. — персональная в галерее Биллер (Париж)
- 1928 г. — персональная в галерее Катр Шмэн (Париж)
- 1928 г. — «Современное французское искусство» (Москва)
- 1929 г. — персональная в галерее Бинг (Париж)
- 1932 г. — «Современное русское искусство» (Филадельфия)
- 1934 г. — персональная в галерее Бешер (Париж)
- 1934 г. — персональная в галерее Криллон (Париж) и др.
- 2020 г. — ретроспектива в Музее русского импрессионизма (Москва)
Портрет Льва Троцкого (1920)
В январе 1923 года в Петроград приехал журналист Вячеслав Полонский с «важными заказами» для художников. Речь шла о готовящейся выставке, приуроченной к пятилетию со дня основания Красной армии. Юрию Анненкову, помимо устройства экспозиции, Полонский предложил написать портрет Льва Троцкого.
Анненков согласился и приехал в Москву. Первая встреча художника и политика состоялась в здании Реввоенсовета. Работа над портретом велась в Реввоенсовете, ставке Троцкого, — усадьбе Юсуповых в Архангельском и других местах.
Лев Давидович не хотел позировать в военной форме, поэтому для парадного портрета художник придумал создателю Красной армии специальный костюм: темная шинель, фуражка с защитными очками, сапоги, кожаный кушак и перчатки до локтя.
Параллельно с работой художник и революционер много общались, говорили о поэзии, литературе и изобразительном искусстве. Однажды они зашли в галерею Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке (она не сохранилась). В галерее Лев Давидович остановился перед работами своего любимого художника Пабло Пикассо, и в этот момент Анненков сделал набросок — Троцкий на фоне картины «Арлекин».
Анненков вспоминал: «Троцкий видел в формальной неустойчивости, в постоянных поисках новых форм этого художника воплощение “перманентной революции”, той самой “перманентной”, которая принесла Пикассо славу и богатство и которая стоила Троцкому жизни».
Стоит отметить, что на портрете рукой художника написана дата — 1920 год, однако в мемуарах Анненков пишет, что с Троцким познакомился в 1923-м. Возможно, дело в том, что дату на портрете Юрий Павлович обозначил гораздо позже, перед подготовкой к изданию книги «Дневник моих встреч», спустя 30 лет после создания портрета.
Библиография
- Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927. — Л., 1927.
- Бабенчиков М. В. Ю. П. Анненков // Мастера современной гравюры и графики. — М.—Л., 1928.
- Герра Р. Юрий Анненков -уникальное явление русской культуры XX века // Невский библиофил. Альманах. Выпуск двадцатый. СПб. 2015.- С. 55-89. ISBN 978-5-905042-31-7
- Сеславинский, Михаил Вадимович. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2
- Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — 310 с.: ил. — ISBN 978-5-7793-1696-5
- Сеславинский, Михаил Вадимович. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5
Портрет Сергея Есенина (1923)
Впервые Юрий Анненков увидел Есенина в 1916 году на одном из творческих вечеров в усадьбе Ильи Репина под Петроградом. В тот день поэт выступал в крестьянской косоворотке, кушаке и шароварах. Анненков вспоминает, что аристократическая публика осталась в таком недоумении от экстравагантного юноши, что даже не аплодировала ему.
Художник и поэт стали добрыми приятелями. Анненков признавался, что Есенин стал ему дорог и больше всего запомнился не как поэт, выступавший на литературных вечерах, а как человек, скромно и умно рассуждавший об искусстве во время их немногочисленных дружеских встреч.
Анненков был хорошо знаком и с супругой Сергея Есенина — Айседорой Дункан, которую художник приятельски называл «Дунька-коммунистка». По просьбе танцовщицы он сделал несколько эскизов костюмов для ее балетной школы и написал ее портрет.
Портрет поэта Анненков написал в 1923 году, после его возвращения с супругой из свадебного путешествия по Европе и Америке. В их отношениях уже наметилась трещина, что стало началом одного из самых сложных периодов в жизни Есенина. Поэт сильно изменился, стал измученным и раздраженным — именно эти душевные переживания запечатлел художник. О Есенине, каким увидел его Анненков при первой встрече, напоминают лишь завитки волос и изба на заднем плане — отсылка к крестьянскому происхождению поэта.
Биография Юрия Анненкова
Юрий Анненков родился 23 июня 1889 года в Петропавловске Тобольской губернии, в котором его отец, участник революционной организации «Народная воля», находился в ссылке. В пять лет вместе с родителями вернулся в Петербург, ставший для него второй родиной.
Юрий Анненков в детстве много времени проводил на даче в финском посёлке Куоккала. Здесь, в кругу художественной интеллигенции, происходит судьбоносная встреча с Ильёй Репиным и Корнеем Чуковским. Первый укрепит желание молодого человека стать художником, второй, будучи влиятельным человеком, спустя несколько лет окажет значимую протекцию.
После окончания гимназии в 1908 году Юрий Анненков ещё находится на распутье и по настоянию отца поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но в этом же году начинает параллельно учиться в частной художественной студии Яна Францевича Ционглинского — одного из первых русских импрессионистов.
Под влиянием Ционглинского Юрий увлекается новой французской живописью. В его ранних работах прослеживаются сине-фиолетовые тени, эффекты световоздушной среды, стремление запечатлеть сиюминутное мгновение, блеск и красоту зимней природы.
В 1909 году Анненков пытается поступить в Академию Художеств, но проваливает экзамены. Ционглинский советует продолжить обучение у мастеров живописи в Париже. Следуя рекомендации учителя, в 1911 году Юрий Анненков отправляется в столицу Франции, где посещает занятия в школах искусств, берёт уроки у Феликса Валлоттона (Felix Vallotton) и Мориса Дени (Maurice Denis).
Спустя два года Анненков возвращается в Петербург, но уже совсем иным художником, далёким от устаревших тенденций импрессионистов. Теперь в его творчестве происходит синтез кубизма и реализма. Молодой человек много экспериментирует, находит интересные стилистические решения. Его картины, словно узоры в калейдоскопе, собраны из геометрических форм разных цветов и оттенков.
Увлекшись графикой, Юрий Павлович много и усердно работает. Рисует иллюстрации к периодическим изданиям и книгам. Пишет портреты известных людей. Революцию 1917 года принимает благосклонно. Заводит дружбу с революционерами высшего звена, становится самым востребованным и дорогим художником в Советской России. Плодотворно работает с Блоком, Беленсоном, Венгеровым. Иллюстрирует поэму «Двенадцать» и сказки Чуковского. Издаёт собственную книгу «Портреты», собравшую изображения известных представителей искусства и политики.
В 1924 году, когда политическая конъюнктура в стране Советов начинает меняться, Юрий Анненков выезжает на Венецианскую выставку, чтобы никогда не вернуться обратно. Обосновывается в Париже, пишет пейзажи предместий, женские портреты и интерьеры. В его работах становится меньше линий и больше цвета, появляются цветовые пятна и размытые силуэты.
С 1930-х годов успешно работает в киноиндустрии: оформляет декорации к сценам и рисует костюмы. В 1955 году этот вид деятельности приносит номинацию на премию «Оскар». Последние годы жизни мастер полностью посвящает художественному оформлению журналов и книг, иллюстрирует труды Солженицына и Булгакова.
Юрий Анненков умер 12 июля 1974 года, за 11 дней до своего 85-летия. По мнению искусствоведов, у него была счастливая эмигрантская судьба.
Исследование черновиков Александра Сергеевича Пушкина
Самым сложным для Павла Васильевича Анненкова, фото которого есть в этой статье, становится исследование писем и рукописей Пушкина. Герой нашей статьи готовит к печати рабочие тетради поэта, наброски будущих произведений, автобиографические заметки, фрагменты статей, рисунки. Благодаря этой работе на первый план выходит внутренняя творческая биография Пушкина, складывается картина его взаимодействия с действительностью.
Определенные сложности возникают из-за того, что Анненкову постоянно приходиться помнить о самоограничениях. Дело было не только в цензуре, но и в деликатных обещаниях, которые он дал инициатору проекта – Наталье Гончаровой. В результате совсем не освещались детали семейных драм, а также ситуация, которая привела к последней дуэли поэта и его смерти.
В 1855 году выходят “Материалы для биографии А. С. Пушкина”, при этом многие рукописи он откладывает, чтобы опубликовать их в “Вестнике Европы” только в 1874 году. К 1857 году Анненков готовит 7-томное собрание сочинение поэта.
Мемуары
Семейная жизнь на некоторое время отвлекает Анненкова от творчества
В 1870-х годах он постоянно находится в Европе, в его письмах того периода основное внимание уделяется финансовым и бытовым вопросам
При этом литература постепенно все же возвращается в его жизнь. В 1874 году выходит его новый труд, посвященный биографии Пушкина, он готовит к печати статьи о черновиках и нереализованных проектах поэта. К тому же, Анненков приступает к работе над собственным масштабным очерком под названием “Замечательное десятилетие. 1838-1848”. В нем он решает рассказать о Белинском, о своих ярких знакомствах того времени. Героями очерка становятся Герцен, Бакунин, Грановский, Гоголь, Станкевич. В 1880 году он выходит в “Вестнике Европы”.
Работа в театре и кино
Помимо активной художественной деятельности, мастер заслужил признание и на другом поприще. Большого успеха и известности Юрий Анненков, биография которого пестрит преимущественно успехами в сфере живописи и портретов, добился и в театральной сфере. Кроме того, что он печатал свои статьи в изданиях, посвященных этому виду искусства, художник вносил огромный вклад в роли декоратора почти всех представлений в театре имени знаменитой русской актрисы Веры Федоровны Комисаржевской. Также Анненков рисовал декорации и для тетра своего давнего знакомого Николая Евреинова.
Однако на этом его влияние на искусство не заканчивалось. Художник стал одним из первых среди реформаторов старых порядков в театре. Так, уже в начале 1920 года стали появляться течения, в которых принимал активное участие и молодой Анненков. Например, в 1921-ом была опубликована его статья о необходимости провозглашения нового театра. Это был прорыв, подхваченный такими же энтузиастами. Более того, художник вскоре имел возможность воплотить свои смелые замыслы в жизнь. Во время подготовки к постановке пьесы Георга Кайзера на сцене Большого драматического театра имени Максима Горького Анненков впервые предложил беспрецедентное нововведение, а именно использовать вместо привычных декораций новые, с движущимися элементами. Таким образом, сцена как будто взаимодействовала с актерами. На тот момент такой подход в оформлении спектакля имел неожиданный успех.
Всего за свою продолжительную деятельность на театральном поприще художник смог оформить декорациями более шестидесяти представлений. Кроме украшения сцены мастер занимался и разработкой новых образов для труппы. Также Анненков пробовал свои силы и в киноискусстве. Здесь ему удалось добиться еще большего признания, чем в каких-либо других сферах своей деятельности. Мастер смог предоставить декорации к более полусотне снятых фильмов. За подготовку костюмов для съемочной группы художник даже удостоился необычайно престижной на тот момент премии «Оскар».
Цинковое клише и портрет Григория Распутина (1915)
В 1915 году, за год до смерти Распутина, Юрий Анненков ужинал вместе с ним у одного из приятелей своего отца. Тогда художник увидел приближенного царской семьи первый и последний раз. Распутин не разрешал себя рисовать и фотографировать, но в тот вечер Анненкову удалось незаметно набросать его портрет на салфетке.
Несмотря на большое количество гостей, центром всеобщего внимания в тот вечер был Распутин. По воспоминаниям художника, выглядел он неряшливо — немытые волосы, грязные ногти, крестьянская рубаха не первой свежести: «Только его глаза, слишком близкие один к другому, почти прилипшие к переносице и назойливо пристальные, могли, пожалуй, объяснить его гипнотическую силу. Он, несомненно, сознавал эту свою физическую особенность и умел извлекать из нее довольно блистательные эффекты».
Гости с нескрываемым вниманием прислушивались к каждому слову «святого старца». Однако, по воспоминаниям Анненкова, изрекал он преимущественно короткие фразы: «Водка!», «А!», «О!» и тому подобное. В какой-то момент Распутин крикнул: «Музыку!» — хотел услышать балалайку, гармонь или цыганские гитары
В доме таких инструментов не оказалось, поэтому он отправился в кабаре вместе со свитой
В какой-то момент Распутин крикнул: «Музыку!» — хотел услышать балалайку, гармонь или цыганские гитары. В доме таких инструментов не оказалось, поэтому он отправился в кабаре вместе со свитой.
Политические взгляды
Во время обеих революции неравнодушный к социальным изменениям в обществе художник горячо увлекался политикой. Можно сказать, что потрясения в общественном строе возымели очень большое влияние на дальнейшее творчество мастера. Об этом свидетельствует расцвет его художественной деятельности после свершения переворота. Именно в это время в художественной среде появляются новые течения и общества. Анненков Юрий становится их активным участником. Например, художник был избран одним из членов правления Дома искусств в Петрограде.
Даже в своих произведениях мастер постоянно затрагивал тему революции. Именно в особой манере изображения связанных между собой деталей открывается отношение Анненкова к революции, как новым порядкам. Художник горячо переживал и содействовал отмене прошлых установок, как в общественной жизни, так и в творчестве.
Успехи молодого мастера не остались незамеченными и уже в 1920 году Юрия назначили профессором в московской Академии Художеств.
Биография
Сын народовольца П. С. Анненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург, где родился ещё один сын, Александр.
— гг. — рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегально), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию С. А. Столбцова.
Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фотография Карла Буллы. 1914 год
г. — познакомился с И. Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами»).
г. — поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.
г. — провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911-м, уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Санкт-Петербурге.
— гг. — брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало заметным влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.
г. — лето провёл на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).
г. — дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы. Оформил несколько обложек и иллюстраций для журнала «Сатирикон».
В 1916—1924 годах много и талантливо занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов.
Предположительно в г. — вступает в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).
В 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока.
В 1919 году иллюстрировал сборник собственных стихов.
В 1920 году выпустил книгу «Портреты», основу которой составляют созданные им портреты отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссёров, артистов. В неё включены также три статьи, посвящённые художнику: «О синтетизме» Е.Замятина, «Колебания жизненных токов» М.Кузмина, «Юрий Анненков» М.Бабенчикова, — и список его работ. Но, конечно, это издание делает столь примечательным в ряду других книг того времени именно иллюстративный ряд — острохарактерные, талантливо и озорно написанные Анненковым портреты его современников. Всего их в книге 80. В том же году создал рекламу-иллюстрацию первого крематория.
В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгерова и «Искусственная жизнь» А. Э. Беленсона. В 1923 году проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий).
г. — для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпериной — балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» — и больше в СССР не возвращался. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.
Предположительно г. — член и учредитель Общества художников-станковистов.
После г. серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам, среди которых «Майерлинг» (реж. Анатоль Литвак), «Тарас Бульба» (реж. Алексей Грановский, оба — ), «Вечное возвращение» (реж. Жан Деланнуа, ) и другие. В -м был номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, ).
— гг. — президент «Синдиката техников французской кинематографии».
— гг. — оформлял книги Александра Солженицына и Михаила Булгакова в издательстве YMCA-Press.
Совмещал занятия графикой и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.
Портрет жены художника балерины Е. Б. Анненковой (Гальпериной), 1917
Алексей Иванович Анненков
Возраст: 64
Алексей Иванович Анненков. Родился 12 марта 1959 года в Костроме. Советский и российский актер театра и кино.
Алексей Анненков родился 12 марта 1959 года в Костроме.
В 1986 году окончил ГИТИС, актерский факультет, курса В.П. Остальского.
Работал в Тульском академическом театре драмы им. Горького, среди его работ: «Каникулы в Простоквашино» — кот Матроскин (режиссер А. Белов); «Мышеловка» — Кристофер Рен (режиссер В. Кондратьев); «Кабанчик» — Алеша (режиссер В. Подольский); «Черная невеста» — Люсьен (режиссер А. Малышев).
Работал в московском театре «Игроки», играл в спектаклях: «Левша» — Министр (режиссер Р. Саркисов); «Иностранка» — Гонзалес (режиссер Р. Саркисов); «Ферма животных» — осел Бенджамен (режиссер Р. Саркисов); «Пеппи Длинныйчулок» (режиссеры А. Тютин, Р. Саркисов) и др.
С 1998 года — актер Театра п/р Армена Джигарханяна, среди его работ: «Три цилиндра» — дон Росарио, режиссер С. Усман аль-Баш; «Безумный день, или Женитьба Фигаро» — Бартоло; «Возвращение домой» — Сэм; «Дон Жуан, или Каменный гость» — Диманш; «Ревизор» — Земляника, Городничий; «Сердце не камень» — Халымов; «Сказки ученого кота» — Кот; «Театр-убийца» — Бедбут; «Требуется лжец!» — Депутат.
Играл в антрепризном спектакле «Шар братьев Монгольфье» — Жозеф (режиссер М. Кабанов).
В кино дебютировал в 1980 году в фильме «День ангела» режиссеров Сергея Сельянова и Николая Макарова по одноименному рассказу М. Коновальчука. Фильм был снят подпольно и его премьера состоялась только в 1989 году. Лента представляет собой рассказ подростка Мафусаила о своей жизни и жизни близких людей. Алексей Анненков сыграл Николая — брата Мафусаила.
Алексей Анненков в фильме «День ангела»
Часто стал появляться на экране уже в 2000-е годы. Снимается в небольших ролях в телесериалах. Сыграл в картинах «FM и ребята» (Штукин), «Адвокат-1» (Розов), «Русский перевод» (Зайнетдинов), «Диверсант. Конец войны» (Горобец), «Учитель в законе. Продолжение» (Борман), «Лесник» (Фёдор Петрович Скуратов), «МУР. Третий фронт» (Виктор Стукалин), «Грач» (Симахин), «Под прицелом» (Мазай), «Дельта» (Валентин Андреевич Власов), «Казаки» (Жаров) и др.
Алексей Анненков в сериале «МУР. Третий фронт»
Алексей Анненков в сериале «Дельта»
Личная жизнь Алексея Анненкова:
Женат. Супруга — Ольга Валерьевна Зубкова (род. 26 мая 1969), актриса театра и кино, мастер озвучивания и дубляжа, радио- и телеведущая. Познакомились в Тульском академическом театре драмы им. Горького, где вместе работали. Поженились в 1991 году.
У пары родилось двое детей: Сергей (1996 г.р.) и дочь Юлия (2005 г.р.).
Алексей Анненков и Ольга Зубкова
Фильмография Алексея Анненкова:
1980 — День ангела — Коля, брат Мафусаила
1992 — Арбитр — судмедэксперт
1994 — Ноктюрн для барабана и мотоцикла — эпизод
2001 — Марш Турецкого (2 сезон) — знакомый Лены
2002 — Тайна Лебединого озера — судмедэксперт
2002 — Специальный репортаж, или Супермен этого дня — фотограф
2002 — Приключения мага — мужик
2002 — Железнодорожный романс — начальник железнодорожной станции
2002 — Деньги — Сан Саныч
2002 — FM и ребята — Штукин
2003 — Спасибо — врач
2003 — Адвокат-1 — Розов, майор милиции в Плинешме
2004-2008 — Моя прекрасная няня
2004 — Стервы, или Странности любви — мусульманин
2004 — Москва. Центральный округ-2
2004 — Афромосквич — врач
2005 — Примадонна — эпизод
2005 — Крупногабаритные — Роберт Иванович Полозюк, продавец
2005 — Жених для Барби — милиционер
2006 — Угон
2006 — Трое сверху — старший лейтенант милиции
2006 — Русский перевод — Зайнетдинов
2006 — В ритме танго — эпизод
2007 — Савва Морозов — трактирщик
2007 — От любви до кохання — доктор
2007 — Диверсант. Конец войны — Горобец, начштаба партизанского отряда
2008 — Фотограф — Лучина
2008 — Мины в фарватере — Долгопятов
2010 — Учитель в законе. Продолжение — Борман, криминальный авторитет
2010 — По горячим следам — сосед
2010 — Возвращение Мухтара-6 — Виталий Андреевич Туманов, муж Тумановой
2011-2014 — Лесник — Фёдор Петрович Скуратов, новый глава администрации
2011 — Участковый — ювелир
2011 — Срочно в номер-3 — Иннокентий Семёнович, экстрасенс
2011 — Расплата — Николай Верещагин, хозяин пивной
2011 — МУР. Третий фронт — Виктор Стукалин
2012 — Шаповалов — Констанин Акимыч, торговец оружием
2012 — Грач — Симахин, Босс наркоторговцев
2012 — Братаны-3 — Майкоп
2012 — Белый человек — торговец арбузами
2013 — Стройка — хостес
2013 — Под прицелом — Мазай, хозяин мотеля
2013 — Дельта — Валентин Андреевич Власов, «хозяин» города
2014 — Чёрная роза (Black Rose) — Василий, владелец кулинарного магазина
2015 — Озабоченные, или Любовь зла — клоун
2016 — Маргарита Назарова — парикмахер
2016 — Казаки — Жаров
2017 — Везучий случай! — ведущий лотереи
Цинковое клише и портрет Максима Горького (1920)
С Максимом Горьким Юрий Анненков был знаком с детства: летом писатель арендовал дом под Петроградом (ныне — Санкт-Петербург) в поселке Куоккале (ныне — Репино) по соседству с дачей родителей художника и часто бывал у них в гостях.
Однако сблизились они после революции 1917 года, когда Горький стал фактически главой творческой интеллигенции, а Анненков — известным художником. В эти годы писатель находился в Петрограде. Многокомнатная квартира Горького, по воспоминаниям Анненкова, была обустроена так: «Комната и его рабочий кабинет заставлены изваяниями Будды, китайским лаком, масками, китайской цветной скульптурой: Горький собирал их со страстностью».
Анненков в разное время написал несколько портретов Горького, самый известный из них датирован 1920 годом. В цветном варианте этой работы художник изобразил несколько символов: надпись «Р.С.Ф.С.Р. Да здрав…» напоминает о принадлежности писателя к пролетариату, а китайская ваза и статуэтки Будды говорят об увлечении восточной культурой.
На монохромном оттиске из фондов Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына отсутствуют дополнительные символы — в центре внимания остается задумчивый образ Горького. Именно таким художник запомнил его в первые годы после революции. Однажды Анненков спросил у писателя, каким было время в первые годы после переворота, на что тот ответил: «Максимально горьким».