Священник сильвестр биография кратко

Царь-самодержец – иван грозный

КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ СИЛЬВЕСТР, ДЕНЬ КОТОРОГО ОТМЕЧАЕТСЯ 31 ДЕКАБРЯ?

День Святого Сильвестра или Селиверстов день отмечается 31 декабря у католиков и 2 (15) января у исповедующих православие. А кто же такой этот самый Святой Сильвестр и чем он знаменит?

В IV веке во время знаменитого Никейского собора папа Римский Сильвестр был канонизирован. Но вскоре о нем почти забыли, так как появилось множество других, более известных святых. Но его судьба неотделима от судьбы Константина, первого римского императора, который сначала женился на христианке, а затем и сам принял эту, ранее гонимую, веру. Понятное дело, что слава императора затмила славу папы. Ну, а что же мы празднуем вечером 31 декабря? Конец года, отмеченного тяжелой работой, и начало нового – счастливого – года: то есть два события в мероприятии. А еще это предлог попросту повеселиться, сытно поесть и хорошо выпить. Святой Сильвестр, 33-й по счету папа католической церкви, мог бы претендовать на звание «покровитель вечеринок». Согласно католической вере, римлянин Сильвестр в первую очередь знаменит тем, что защищал некоего Тимофея, горячего приверженца христианства, умершего мученическим образом. Якобы на угрозы римского префекта в свой адрес за то, что он скрыл останки Тимофея, Сильвестр ответил: «Ты сам дурак, и этой же ночью будешь держать ответ перед Богом». И надо же так случиться: той же ночью гнев божий настиг-таки римского сановника – он умер, подавившись рыбной костью. Вот тебе и новогодний ужин! В священники Сильвестр был рукоположен Римским папой святым Марцеллином. В 314 году он становится 33-м по счету понтификом. В это время, как сказано выше, царствует Константин. Как следует из знаменитого сборника житий святых «Золотая легенда», написанного в XIII веке монахом-доминиканцем, духовным писателем Иаковом Ворагинским, Сильвестр прославился тем, что обратил в христианство императора, исцелив того от проказы обрядом крещения. Правда, другие источники утверждают, что Константин принял христианство по политическим мотивам, поняв, что всякие Юпитеры и Минервы постепенно уходят в прошлое, а число сторонников христианства увеличивается. Иаков Ворагинский также рассказывает, что Сильвестру удалось изловить и приручить злое ветхозаветное чудовище – морского змея Левиафана, прошептав тому на ухо «слова Святого Духа». Считалось, что в 1000 году этот самый Левиафан вырвется из морских пучин на свободу и наступит конец света. К счастью, благодаря Сильвестру, этого не произошло. Куда делся змей – неясно. Вот, пожалуй, и все, что известно об этом папе. Умер он 31 декабря 335 года. Папа Сильвестр и Никейский собор Сильвестр I держал бразды правления церковью в решающий момент в истории христианства. В 313 году Константин I обнародовал свой Миланский эдикт, который признает христианство, а гонения на христиан, соответственно, прекращаются. Во время понтификата Сильвестра проводится Никейский собор, собравшийся по просьбе, а скорее – по приказу, императора в 325 году, на который съехались епископы и с Запада, и с Востока. Этот собор, в частности, объявил ересью арианство, одно из ранних течений в христианстве, речь в котором шла об отношениях между Сыном Божиим и Богом Отцом. Собор, если не вдаваться в теологические подробности, закрепил, что сначала – Бог Отец, а потом уж и Бог Сын. То есть, Отец – первичен, а Сын – вторичен. Во время собора Сильвестр то ли заболел, то ли утомился и попросил императора Константина возглавить это собрание вместо него и предпринять все меры для укрепления христианского канона. Кстати, именно Константин начал возведение храма Гроба Господня в Иерусалиме, огромного комплекса, построенного на предполагаемом месте гробницы, из которой Христос, согласно Евангелиям, воскрес. В общем, император Константин стал настолько славен среди христиан, что полностью затмил собой фигуру Святого Сильвестра. А празднование Нового года началось спустя столетие, когда король Карл IX 1 января 1564 года приказал отмечать этот день как начало нового года.

На фото: император Константин и папа Сильвестр.

25.12.2020

Александр ПАРХОМЕНКО

Параллели

Исследователь «Домостроя» филолог Михаил Сперанский проанализировав литературное сокровище ХVI века, пришёл к выводу, что описываемая в ней семейная иерархия, отражают взаимоотношения между людьми и Господом.

Каждый отдельно взятый дом в его представлении являлся «Обителью Бога», где мужчина хозяин выступал в роли Всевышнего, а жена и дети были подчинёнными, безропотно исполнявшими его поручения.

Как православные безоговорочно веруют во Христа, так и домочадцы должны были доверять своему мужу и отцу, отрекшись от свободомыслия, своеволия и самостоятельности.

Поскольку царь на Руси представлялся наместником Бога на земле, по мнению исследователя Владимира Иваницкого, совершенно закономерно дополнить вышеописанную схему параллелью «Муж-Жена» и «Царь-Страна», где Царь-это руководитель, а народ – зависимый вассал.

Точно также как, жена во всём слушается мужа, народ должен повиноваться Царю, принимать любую его волю за благо, и, несмотря ни на что, служить ему верой и правдой.

Из этого правила родились сразу две черты национального русского характера: самовластность у тех, кто достиг каких-либо высот в определённой сфере, и безмолвная покорность, тех, кто находиться в положении подчинённого.

Запасливость

Благодаря «Домострою» русская женщина приобрела такую черту характера как запасливость и хозяйская бережливость. В третьей части данного сочинения помимо многочисленных рецептов приготовления блюд приводились советы, как правильно и рачительно организовать домоводство, чтобы ни при каких обстоятельствах не испытывать нужду. Так тем, у кого «поместий и пашень, сел и вотчины нет» предлагалось запасаться едой загодя, храня разнообразные припасы от мороженого мяса до разносолов и варений в погребах. Привив любовь хозяек к консервации «Домострой» невидимо присутствует и в современной жизни, когда, несмотря на обилие продовольствия на прилавках магазина и хроническую нехватку времени, каждая уважающая себя хозяйка всё равно закрывает на зиму соленья, варенья и компоты.

Здесь вместе с запасливостью рождается такая черта русского характера как гостеприимство и хлебосольство, поскольку испокон веков переступивших порог дома посетителей всегда было чем угостить.

Слагая гимн женской хозяйственности, научая её держать дом в порядке и опрятности, «Домострой» завещает уделять время экономному рукоделию, когда ничего не выбрасывается, а идёт на другие нужды: «Как всякое платье кроить, и остатки и обрезки беречь» (гл. 31).

Олимпиада превратилась исключительно в политические соревнования государств.

Нельзя все, связанное с Олимпиадой, рисовать в черных тонах. Надо помнить, что для самих спортсменов и для многих людей Олимпиада — это праздник. Это время, когда люди действительно забывают о разногласиях, о постоянном противостоянии, которое существует в мире. Да, на уровне политики это противостояние не прекращается. Но на человеческом уровне все-таки происходит иначе. Люди чувствуют, что, во-первых, их что-то связывает, а во-вторых, связывает именно что-то доброе. Они именно спортивные соперники, а не противники: каждый из них показывает свое мастерство, при этом оставаясь приятелями, друзьями. Спортсмены разных стран переписываются, общаются и вне соревнований — добрые отношения, добрые начала сохраняются и после Олимпиады.

Макарий

Митрополит Макарий Московский

Митрополит Макарий начал свое служение Церкви приблизительно в 1523 году, а в 1526 году он уже стал архиепископом Новгородским и Псковским. На этой должности он сделал очень много для укрепления благочиния и материального положения монастырей и церквей.

В 1542 году бояре Шуйские пригласили его на митрополичью кафедру в Москву, а в 1544 он выступил против них, поддержав юного Ивана Васильевича. С 1547 года он входил в Избранную раду, продумал и провел «венчание» Ивана IV на царство и способствовал его браку с Анастасией Романовой.

В 1551 году на Стоглавом соборе он сумел не допустить секуляризации церковных земель, выступив против Сильвестра (Макарий был иосифлянином, а Сильвестр придерживался идей нестяжательства).

Митрополит Макарий был единственным членом Избранной рады Ивана IV Грозного, не подвергшемся репрессиям после 1560 года. В 1563 году он был готов покинуть митрополичью кафедру, но Иван Васильевич уговорил его остаться. В 1564 Макарий умер, лишив царя последней «нравственной опоры». После его кончины началась череда репрессий, приведшая к опричнине.

Историография.

  1. Кобрин В. Б.Иван Грозный, 1989 год.
  2. Скрынников Р. Г.У истоков самодержавия, 1997 год.
  3. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII века, 2008 год.

Временщик, злоупотребивший царским доверием и властью

Царская опала и смерть Адашевых вряд ли подлежат сомнению. При этом Карамзин признает, что Алексей Адашев скончался сам; иначе, добавляет он, царский неприятель Курбский не преминул бы упомянуть о его убийстве как о еще одном злодействе Грозного. Заслуживает доверия и заочный суд вельмож над Адашевым. Весьма вероятно, что давнего царского постельничего погубили клевета и зависть конкурентов.

Курбский превозносил Адашева как одного из вдохновителей и руководителей лучших дел царствования Ивана IV. Однако мы не находим Адашева ни на одной официальной должности, кроме заведующего царским архивом. Все прочие поручения он выполнял неофициально. Он не возглавлял Посольский приказ — им заведовал дьяк Иван Висковатов, — но вел переговоры с послами. Правда, глава приказа всегда был фигурой технической, канцелярской. Руководителем внешней политики обычно был один из членов Боярской думы. Но Алексей Адашев не входил в нее, так как не был боярином. Следовательно, де-факто министром иностранных дел он был в обход государственных учреждений.

Ведя Разрядную книгу (Разрядного приказа в ту пору формально тоже еще не было), Адашев получал в свои руки огромную власть над знатными фамилиями — он владел информацией о местнических счетах и мог их подделывать. А если он еще и разбирал челобитные (Челобитный приказ тоже появился позднее), то мог контролировать всю информацию о внутренних делах, поступавшую к царю.

Короче, Алексей Адашев, пользуясь царским доверием, забрал в свои руки огромную власть, какой до него не пользовался никто из подданных. Неудивительно, что это вызывало ненависть у многих, особенно учитывая, что Адашев возвысился над родовитой знатью.

« Коврик для намаза: зачем он нужен мусульманам

Священник Сильвестр биография Кратко

Краткая биография Сильвестра (XVI век — XVI век).

Сильвестр (протопоп) — священник, политический и государственный деятель, писатель, автор «Домостроя» — личность во многом загадочная. О его биографии, особенно о начале жизненного пути, сведения очень скудны. В частности, неизвестно, когда он родился, но сохранились сведения, что он являлся уроженцем Новгорода, его отцом был небогатый священник.

Сын пошел по его стопам, служил в Новгороде священнослужителем. Был он и иконописцем, мастером по работе с серебром, учил премудростям ремесла разных мастеров — иконников, певчих, каллиграфов и др. При Митрополите Макарии он состоял литературным помощником и вместе с ним прибыл в Москву в 1542 г. Здесь он возглавил Кремлевский Благовещенский собор.

Страшный пожар, разгоревшийся в Москве в 1547 г., унесший жизни тысяч человек, стал значимым событием и в биографии самого Сильвестра. Он выступил с гневной и обличительной речью, в которой обвинял царя в излишней жестокости (после пожара произошло восстание) и назвал два этих события, пожар и мятеж, божьим наказанием за совершенные преступления. Молодой царь был настолько впечатлен его речью, что вместо расправы приблизил к себе дерзкого священника.

Не будучи потомком знатного рода, не имеющий больших заслуг и состояния, священник из Новгорода в одночасье превратился во влиятельное лицо, советчика Ивана Грозного, его доверенного человека. Он самостоятельно решал некоторые вопросы внутренней и внешней политики, организовал Избранную Раду и фактически стал соправителем царя. В 1553 г. наметилось охлаждение в отношениях между Сильвестром и Иваном Грозным из-за того, что первый скептически отнесся к необходимости давать присягу маленькому сыну царя.

Избранная Рада в итоге утратила былое влияние. В 1560 г. Сильвестр оказывается в Кирилло-Белозерском монастыре, постригается в монахи и получает новое имя — Спиридон. Священника оклеветали и фактически изгнали в Соловки, куда он попадал в качестве опального ссыльного, почти каторжника. Исследователи называют разные причины разрыва отношений — от следствия борьбы политических группировок до неудачного стечения обстоятельств. Предположительно в 1556 г. Сильвестр умер.

Наследие Сильвестра составляют послания, в которых он освещал различные стороны государственного управления, «Житие княгини Ольги», а самым знаменитым его сочинением считается «Домострой». Доподлинно установить его авторство не представляется возможным — не исключено, что Сильвестр был последним, кто просто отредактировал этот свод житейской мудрости. «Домострой» являлся сочинением, регламентирующим поведение людей в семейной, духовной жизни. Каждое поколение воспринимает его содержание сквозь призму моральных и бытовых норм своего времени, однако вне зависимости от эпохи «Домострой» был и остается выдающимся памятником русской литературы.

В поиске истинного смысла

Еврейская традиция непроизнесения имени Бога и почитание Его (6) (имени) должна толковаться и, собственно, толковалась святыми отцами как указание на величие Бога. Когда в Писании говорится: «Свято и страшно имя Его!» (Пс. 110:9), то тем самым свидетельствуется святость и всемогущество Того, к Кому имя это относится. Объясняя, как имя Божье действует, можно сказать, что его величие не в наборе звуков, которые имеют определенную силу, как это понимается в магическом мировоззрении, а в благодати, проявляющейся и оказывающей действие через это имя. Именно поэтому имени Божьего боятся нечистые силы и именем Господа творятся чудеса (Мк. 16:17; Деян. 4); именем Его клянутся (Втор. 6:13, Втор. 10:20); именем Его благословляют (1 Пар. 16:2).

В рамках учения святых отцов об именах Божьих следует остановиться на антропоморфизмах (7), которые встречаются в Священном Писании, когда речь идет о том, что Бог гневается, раскаивается, спит, ходит, пробуждается, смотрит, или о руках и лице Господа.

Отметим, что язык Писания не должен отталкивать, а наоборот: увлекать нас с целью познать истину. Многие авторы (8) указывают на многоуровневость смыслов Священного Писания в учениях святых отцов – буквальную, нравственную и духовную, открывающиеся человеку в соответствии с его состоянием. У прп. Иоанна Дамаскина также присутствует мысль, согласно которой Бог принимает имена, противоположные друг другу по значению с тем, чтобы мы, видя это, начинали искать подлинный смысл: «Он и называется сообразно всему, что существует, даже противоположному одно другому, как, например, свету и тьме, огню и воде, для того чтобы мы знали, что по существу Он не таков, но пресуществен и безымянный» (9).

Труды

  • Краткий исторический очерк рационализма в его отношениях к вере , Киев, 1862.
  • Учение о церкви в первые три века христианства , докторская диссертация, Киев, 1872.
  • Историческое развитие нового пантеизма, как доказательство его несостоятельности , Киев, 1865.
  • Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существования для человеческих вопросов , Киев, 1867.
  • Труды Киевской Духовной Академии , «О БОГЕ (Предустроителе человеческого спасения,» 1885, авг., 490-525; «О БОГЕ (как выполнителе конечных судеб Своих о мире и человеке» (Гл. III. Догмат. богосл.), 1889, июль, 349-378; «О мздовоздании после частного суда,» 1890, май, 491-538; «О последне суда всего рода человеческого,» 1890, июнь, 3-24; «О воскресении мертвых,» 1890, июнь, 165-217; «Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Св. Духе,» 1874, авг., 182-302; «Ответ православного на схему старокатоликов о Пресвятой Деве,» 1875, янв., 1-78; «Ответ православного на схему старокатоликов о добрых делах,» 1875, февр., 167-213.
  • Опыт православного Догматического богословия с историческим изложением догматов , т. I-V, Киев, 1878 (1889 гг).
  • Несколько поучений .

Образ Ивана Грозного в искусстве и литературе

Иван Грозный является одним из самых обсуждаемых русских царей среди историков, писателей и художников. Образ Ивана Грозного запечатлен в представленных ниже произведениях искусства:

  1. Павел Плешанов. «Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время пожара 24 июня 1547 года». 1856.
  2. В.М. Васнецов. «Царь Иван Грозный».
  3. Шустов Н.С. «Иван Грозный у тела убитого им сына». 1860 г.
  4. Шварц В.Г. «Иван Грозный у тела убитого им сына». 1864 г.
  5. Неврев Н.В. «Василиса Мелентьевна и Иван Грозный». 1880-е.
  6. Седов Г.С. «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву».
  7. Неврев Н.В. «Опричники».
  8. Седов Г.С. «Иван Грозный и Малюта Скуратов».
  9. Пелевин И.А. «Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса».
  10. Рябушкин А.П. «Иоанн Грозный с приближенными». 1903 г.

Известны следующие произведения:

  1. «Князь Серебряный». А.К. Толстой.
  2. «Иван Грозный». Анри Труайя.
  3. «Иван IV. Грозный». Э. Радзинский.
  4. «Грозный царь московитов. Артист на престоле». Дмитрий Володихин.
  5. «Опричное царство». Иутин В.А.

Нельзя также не сказать об образе Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». в данном произведении Иван Васильевич предстает как личность и жестокая, и милосердная одновременно. В начале произведения царь изображен властвующим, грозным, приказывающим и пирующим в свое удовольствие.

Иван Грозный – человек самолюбивый, он требует от своих опричников полного повиновения. Кто не выполняет приказы царя, тот попадает под его опалу. О жестокости царя свидетельствует казнь молодого и удалого купца Калашникова, который защищает честь своей жены Алены Дмитриевны и убивает любимого опричника Ивана Грозного – Кирибеевича. Однако в целом, Лермонтов показывает Ивана IV как человека милосердного и добродушного.

Источники

  • Скрынников Р. Г.Далёкий век: Иван Грозный: Борис Годунов: Сибирская одиссея Ермака − Исторические повествования
  • В.О. Ключевский. «Курс русской истории».
  • Зимин А. А.Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической истории России середины XVI в.
  • Судебник 1550 г.
  • Адамцевич О. В.Первая военная реформа в России.
  • Скрынников Р. Г.Иван Грозный.
  • Курбский A. M.История Иоанна Грозного
  • Смирнов И. И.Очерки политической истории Русского государства 30—50-х годов XVI века.

Протопоп Сильвестр — биография, личная жизнь, фото, причина смерти, русский православный священник

Биография

Протопоп Сильвестр — один из советников Ивана Грозного, религиозный и политический деятель Руси XVI века. Глава Благовещенского собора входил в состав Избранной рады и был одним из ее руководителей. Потомкам русский православный священник также известен как автор произведения «Малый Домострой» и жития святой княгини Ольги.

Детство и юность

Точная дата рождения мужчины и иные факты ранней биографии исследователями не установлены, но, по некоторым данным, он был уроженцем Новгорода и происходил из семьи священника. Примерные годы его жизни датируются концом XV – серединой XVI века.

Первые упоминания о Сильвестре относятся к периоду 1543–1547 годов, когда он прибыл ко двору из Новгорода к митрополиту Макарию или же приехал к его свите.

Карьера

Карьера церковника удивительна своим взлетом. Считается, что во время большого московского пожара 1547 года и последующего за ним восстания Сильвестр выступил перед юным Иваном IV с обличительной речью, обвинив в грехах и преступлениях, а саму трагедию причислил к божьему наказанию. Этот сюжет был изображен позже на картине Павла Плешакова.

Скорый на расправу царь тогда не разгневался на дерзкого священника, а наоборот, приблизил к себе и поставил на работы по восстановлению соборов при Кремле. Поскольку еще в родном городе Сильвестр научился разбираться в иконописи, его помощь в реставрации и наставлениях мастерам была незаменимой.

Постепенно церковник влился и в политическую жизнь царского двора, сыграв вполне определенную роль в истории реформирования. Он выступил вместе с религиозным мыслителем Максимом Греком и воеводой Алексеем Адашевым проводником воли неформального правительства при Иване Грозном — Избранной рады.

Охлаждение Ивана Васильевича к своему наставнику пришлось на время тяжелой болезни царя. Исследователи также связывают размолвку с отказом Сильвестра присягать на верность царскому сыну и поддерживанием отношений с братом великого князя, Владимиром Старицким.

Как бы то ни было, постепенно церковника отдалили от государственных дел, и он занялся своими непосредственными обязанностями. На этот период относят его работу над 64 главой «Домостроя» — свода правил поведения для горожан. Считается, что заключительное послание и наказание от отца к сыну в этой главе написано священником для своего наследника.

Чуть позже Грозный распустил и Избранную раду, так как не сошелся с ее представителями во взглядах на внешнюю политику.

После 1560 года, когда поползли слухи о причастности священника к смерти Анастасии Захарьиной-Юрьевой, Сильвестр отправился в Кирилло-Белозерский монастырь, а следом в Соловецкий монастырь, где принял постриг, став иноком Спиридоном.

Личная жизнь

Семьей церковный деятель обзавелся еще в Новгороде. Вместе с сыном Анфимом священник занимался созданием книг и икон, которые выставлял на продажу в числе прочих товаров. По документальным свидетельствам, Сильвестр вместе с наследником вел торговые дела, в том числе с иностранными купцами, но часть средств не забывал жертвовать церкви.

Согласно утверждениям современников, именно для торговых дел с заморскими торговцами протопоп оказывал влияние на договорные отношения Руси с соседями.

Смерть

Принято считать, что протопоп Сильвестр скончался в 1566 году, хотя причину смерти до сих пор ни один исследователь не выяснил. Местом захоронения указывают территорию Кириллова монастыря.

После себя православный священник оставил культурное наследие, а потомки вспоминают о нем как о влиятельном лице при дворе Ивана Васильевича.

Образ церковника запечатлен на горельефе памятника «Тысячелетие России», открытого в 1862 году на его родине. В кино о нем рассказывают в многосерийных фильмах «Иван Грозный» (2009) и «Грозный» (2020).

Интересные факты

  • Как религиозный деятель священник входил в группу инициаторов Стоглавого собора 1551 года, где, в частности, рассматривался вопрос о реформировании церкви.
  • В политической сфере протопоп поддерживал изменения в судебной, военной и земской системах и сфере государственного управления.

Общая характеристика состава Избранной рады

Среди исследователей нет единого мнения о том, кто входил в Избранную раду. Разные историки, основываясь на выбранном ими круге источников, включали в ее состав разных людей.

Более подробно данные сведения представлены в таблице.

Историки Член Избранной рады Статус (занимаемая должность при дворе Ивана IV)
Большинство исследователей А. Ф. Адашев Дипломат, воевода, постельничий, а также хранитель личного царского архива (входил в Избранную раду на постоянной основе)
Протопоп Сильвестр Новгородский сподвижник митрополита Макария, священник Благовещенского собора, духовник и наставник царя (входил в Избранную раду на постоянной основе)
Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров Митрополит Макарий Бывший новгородский архиепископ, а потом – митрополит Московский, ученик И. Волоцкого (входил в Избранную раду на постоянной основе)
Князь А. М. Курбский Боярин, воевода, потомок ярославских Рюриковичей (входил в Избранную раду на постоянной основе)
Князь Д. И. Курлятев Боярин, воевода, наместник царя в Новгороде Великом
Князь А. Ф. Булгаков Курака Боярин и воевода
Н. И. Костомаров Князь В. И. Воротынский Боярин и воевода
Князь И. В. Большой Шеремтов Окольничий, боярин и воевода
Р. Г. Скрынников, Е. Н. Носов, С. М. Каштанов Князь И. Ф. Мстиславский Кравчий, боярин, воевода, потомок литовских Гедеминовичей
Ф. И. Умной-Колычев Боярин, окольничий и воевода на царской службе
Д. Палецкий Окольничий и воевода на царской службе
М. Я. Морозов Окольничий, боярин, дипломат
Д. Романов-Захарьин Окольничий, боярин, воевода, брат царицы Анастасии
В. Юрьев-Захарьин Окольничий, боярин, воевода, двоюродный брат царицы Анастасии
И. Вешняков Постельничий, из «детей боярский»
И. М. Висковатов Дипломат, думный дьяк, глава Посольского приказа
Ф. И. Сукин Боярин, дипломат и царский казначей
Н. Фунтиков Хранитель государственных печатей, дьяк

Члены Избранной рады формировали внутри нее своеобразные группировки по сословному, родственному или служебному признаку.

Исследователи выделяют следующие группы:

  • старобоярскую (во главе с князем Д. И. Курлятевым);
  • новобоярскую (во главе с родственниками царицы Анастасии Романовой);
  • чиновническую (верхушка приказного аппарата во главе с А.Ф. Адашевым и И. М. Висковатым).

Если брать за основу труд А. Курбского, то основными и неизменными членами Избранной рады были ее фактические организаторы А. Ф. Адашев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий и сам А. М. Курбский.

Воспитай дитя в запретах

Культивировавшееся в «Домострое» отношение к детям как к личной собственности родителей, привело к тому, что ребёнок на Руси не обладал никакими правами, и даже не воспринимался как личность. Каждый любящий отец должен был воспитывать своё чадо в страхе и строгости, поучая его даже за незначительные провинности или шалость телесными наказаниями, ведь считалось, что лишь тот, кто ненавидит своего сына, не поднимет на него розги.

Основополагающим фактором жизни несовершеннолетнего были всевозможные ограничения, поскольку один из главных постулатов «Домостроя» гласил воспитывать детей в запретах.

К сожалению, в русском характере до сих пор сохранились отголоски этой средневековой традиции, когда родители считают, что они могут принимать решение за ребенка, разрешать или запрещать ему заниматься чем-либо только из-за того, что они взрослые, а дети еще слишком молоды для самостоятельного правильного выбора.

« Почему мусульмане хоронят покойников без гробов

Авторство

Отражающий принципы социальной жизни и нравственного воспитания человека в неразрывной связи с православной верой сборник «Домострой» являлся одним из столпов, повлиявших на формирование русского характера.

Охватывавший своими назиданиями все слои населения труд, по мнению культуролога Александра Михайлова, принадлежит перу Сильвестра, хотя иная группа исследователей, куда входит и историк Сергей Соловьёв, полагает, что протопоп является всего лишь редактором, сочинения, составлявшегося несколькими поколениями новгородских мыслителей.

В любом случае данное средневековое творение структурно разделено на три части: духовную, мирскую и хозяйскую. В первой изложены положения отражающие взаимоотношения русского человека с Всевышним и Царём. Второй раздел повествует о правильном семейном устройстве, а третий подсказывает, как гармонично вести домашнее хозяйство.

Смерть

Принято считать, что протопоп Сильвестр скончался в 1566 году, хотя причину смерти до сих пор ни один исследователь не выяснил. Местом захоронения указывают территорию Кириллова монастыря.


Владимир Симонов в роли протопопа Сильвестра (кадр из сериала «Грозный»)

После себя православный священник оставил культурное наследие, а потомки вспоминают о нем как о влиятельном лице при дворе Ивана Васильевича. По некоторым данным, церковный деятель приложил руку к созданию реестра сюжетов для украшения Золотой палаты Кремлевского дворца и сам работал с иконописцами.

Образ церковника запечатлен на горельефе памятника «Тысячелетие России», открытого в 1862 году на его родине. В кино о нем рассказывают в многосерийных фильмах «Иван Грозный» (2009) и «Грозный» (2020).

Возвышение

С именем Алексея Адашева историки связывают важные государственные мероприятия первых лет самостоятельного царствования Ивана IV — созыв Земского и Церковного соборов, принятие нового Судебника и Стоглава (свода церковных правил), введение земского суда и самоуправления, стрелецкого войска и т. д. Однако изучение источников приводит к тому, что реальная личная роль Адашева во всех этих событиях была скромнее. Он занимал должность «ложничего царского», то есть стелил ему постель. В условиях дворцового управления эта должность обеспечивала Алексею Адашеву постоянную и доверительную близость к царю.

Еще боярин Берсень Беклемишев жаловался в 1512 году Максиму Греку на отца Ивана IV — Василия III: «Ныне великий государь, запершись у себя, сам-третей (т. е. с двумя лицами) у постели все дела решает». За такие разговоры Беклемишев, как известно, был казнен, а Максим Грек заточен в монастырь. Но Иван IV продолжал придерживаться отцовского порядка, вызывавшего недовольство многих знатных людей, келейно советуясь по важным делам не с родовитыми боярами, а с лично приближенными к нему людьми.

Конкретную роль Алексея Адашева в славных делах тех лет, таким образом, в точности установить уже невозможно. Известно лишь, что он не был профессиональным военачальником, в отличие от младшего брата. Во время войны с Казанью 1552 года, когда Даниил Адашев был одним из воевод, Алексей Адашев выполнял дипломатические поручения в той же Казани.

В дальнейшем Алексей Адашев получил в свои руки фактическое ведение внешних сношений, ведя переговоры с прибывавшими в Москву послами иных держав. Также он руководил составлением официальной Разрядной книги и «Государева летописца». Карамзин трактовал одно из сообщений летописи, что Иван IV поручил Алексею Адашеву еще в 1550 году разбор челобитных на царское имя. Даниил Адашев делал в это время успешную карьеру военачальника и в 1558 году был пожалован, как и брат, в сан окольничего царского.

Происхождение

Адашев происходил из рода знатных костромских дворян. В самом начале 16 века мы видим его отца — Федора Григорьевича Адашева (иногда писался как Адашов) — на службе у московского великого князя Василия III. В 1536 году документы называют его в числе «лучших детей боярских», которые назначаются воеводами и посылаются с важными поручениями. Ему тогда было уже не меньше сорока лет.

В 1538—1539 гг. Федор Адашев выполнял важную миссию — возглавлял русское посольство к турецкому султану. Неудивительно, что его сыновья — Алексей и Даниил — смогли сразу получить высокое место при дворе молодого царя Ивана IV. Весьма вероятно, что Адашевы были товарищами буйных забав юного государя, хотя про их участие в них позднейшие источники, делавшие из Алексея Адашева икону благообразного стиля, не говорят. Но иначе трудно понять, каким образом юный царь доверил им интимные обязанности постельничьего и мовчего на своей свадьбе в 1547 году.

Сам Алексей на момент коронации и свадьбы Ивана IV был уже не молод по тогдашним меркам — ему шел 37-й год. По случаю своего венчания на царство Иван IV наградил отца двух братьев Адашевых — Федора — саном окольничего, а в 1550 году (по другим данным — только в 1553-м) пожаловал в него и Алексея Адашева.

Хозяйственная бережливость

Из «Домостроя» берёт своё начало такая свойственная русскому характеру черта, как хозяйственная бережливость, о чём писал в своих работах академик Дмитрий Лихачёв. Текст этого свода пестрит советами об экономном образе жизни и нестяжательстве, при котором надо довольствоваться тем, что есть. Формулы «ешь то, чем можно быть сыту, пей то, чем можно утолить жажду, одевайся так, чтобы не быть нагу» и «что сам можешь сделать, за то денег не плати» сформировали менталитет человека, не стремившегося капитализировать свой заработок.

Отсюда же проистекает тяга русского человека к собиранию разного рода бывших в употреблении предметов, которые они переделывали в нечто необходимое, сохраняя при этом свои сбережения.

Главной целью работы индивида была не личная выгода и накопление денежных средств для удовлетворения собственных потребностей, а самоограничение для обеспечения самодостаточности домохозяйства.

«Домострой», в отличие от западных собратьев, порицал собирание финансов для своекорыстного пользования, но одобрял его наращивание в целях вложения в новое производство. Данной стратегией пользовались старообрядческие семьи и общины, подарившие России плеяду богатейших купцов, промышленников и меценатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Movie time
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: